О психологах и тех, кто называет себя психологами

Каких-то лет тридцать-сорок назад о такой специальности как психолог мало кто знал, равно как и мало было самих психологов. Специалистов готовили всего в нескольких ВУЗах страны и эта специальность не особо была востребована. Однако, начиная с 2000-х годов всё стало заметно меняться, а за последние лет пять, так вообще, психология стала чуть ли не самой востребованной профессией. Причин тому множество, и для их описания потребуется отдельная статья, а в этой же хочется поговорить немного о другом.

Как известно, спрос рождает предложение и на растущий спрос услуг практикующего психолога предложение последовало очень быстро и очень много, но, к сожалению, качества не высокого. Вот именно об этом и пойдёт речь, о той категории людей, которые именуют себя психологами, но на деле таковыми не являются.

Чем же вызван этот бум и почему на них тоже есть спрос? Первое, что важно в ответе на этот вопрос, так это расхожее и ошибочное в корне мнение о том, что психологом может быть любой, кто может находить общий язык с людьми. Эта установка исходит из разделения психологии на научную и житейскую. Житейская психология в основном сводится к тому, что кто-то разбирается в людях несколько лучше, чем другой. Или же просто обладает даром выслушивать других и сопереживать им. А если сюда прибывать низкую самокритичность, высокие амбиции, стремление поскорее заработать, то мы и получим примерно того, кто упорно лезет в психологию, не имея глубоких знаний по научной психологии. На их счастье и в принципе благодаря им сейчас существует масса коммерческих проектов, называющих себя всякими психологическими институтами, которые за определённую плату готовы выдавать им дипломы и сертификаты, которые условно дают им право называться психологами. Но что же с ними не так?

А не так с ними то, что они не имеют проверенных временем и экспериментами глубоких знаний о психики человека. О том, как она устроена, по каким законам и принципам существует и развивается, какова структура психики и т.д. Для понимания этого уже нужны другие, академические знания, знания, добытые опытным путём или путем длительного наблюдения специалистами не одного поколения. Получить эти знания можно обучаясь лишь в университете по полной программе. И тут важно не просто иметь диплом госуниверситета, а именно качество полученных знаний. Важно на сколько хорошо обучался будущий специалист, ограничивался ли он повторением лекций за преподавателем или стремился постоянно расширять свои знания. Сюда же следует прибавить и то, обладает ли специалист необходимым набором профессионально важных качеств психолога. Об этом можно и чуть подробнее.

У любой профессии есть так называемая профессиограмма. Это комплексное описания всего, что связанно с той или иной профессией. Кроме описания условий труда в неё входит и психограмма – это перечень профессионально важных качеств и требований, предъявляемых к личности специалиста.

Первое, на что следует обратить внимание, так это на высокий уровень эмпатии – способности к сопереживанию. Хороший специалист всегда стремится к тому, чтобы максимально возможно понять чувства человека, обратившегося к нему, суметь приближенно посмотреть на мир его глазами. Это качество практически невозможно развить в себе, если оно не заложено природой. Оно одновременно и помогает, и мешает. Мешает оно тем, что при слишком высоком уровне эмпатии у специалиста может произойти эмоциональное выгорание и он быстро устанет от практической работы.

Второе – это высокий уровень рефлексии – способности к самоанализу и адекватному отражению своего собственного внутреннего мира. Обычно это качество тесно связанно с другим, с самокритичностью. Люди с высоким уровнем рефлексии в совокупности с хорошими знаниями психологии не спешат что-то утверждать, делать однозначные выводы. Они часто бывают несколько осторожны и избегают категоричности суждений.

Третье – высокий уровень ответственности за свои действия. Стремление изучить проблему всесторонне, учесть все возможные переменные. Эта ответственность не может существовать без другого личного качества – доброжелательности и стремления помочь другому.

Список можно продолжать, но я приведу перечень личных качеств психолога предложенный в своё время Ю.М. Укке для школьников, которые хотят стать психологами.

  • внимание, стремление понять позицию других,
  • дружелюбие, общительность,
  • способность стать лидером,
  • вежливость, общительность,
  • руководство здравым смыслом, следование предписаниям,
  • жизнерадостность,
  • терпеливость, упорство,
  • большое чувство ответственности,
  • способность выполнять работу, полную разнообразия,
  • энтузиазм в трудовой деятельности,
  • тщательность деятельности,
  • схватывание новых идей, самостоятельность суждений,
  • аккуратность и последовательность в работе,
  • способность к планированию своего будущего,
  • способность к устным высказываниям,
  • хорошая память,
  • способность обучать других,
  • умение заботиться о больных,
  • умение заботиться о посторонних.

Любой читатель может легко ознакомиться с психограммой того или иного специалиста, включая и психолога на специальных сайтах в интернете.

Теперь, немного разобравшись с этим попробуем разобрать то, почему малограмотные психологи, прошедшие несколько курсов по тем или иным направлениям психологии порой бывают более востребованы, чем реальные специалисты. Тут есть два объяснения.

Первое заключается в том, что люди с высоким уровнем квалификации очень скептически относятся к своим знаниям, всё время подвергая их проверке. Они склонны невысоко оценивать свой уровень, поскольку реально его видят. Вследствие этого им представляется, что и другие так же их оценивают. На практике всё это выливается в то, что они не склонны громко заявлять о себе и своих знаниях.

Малокомпетентные люди, наоборот, склонны переоценивать уровень своих знаний, поскольку им не хватает знаний, достаточных для осознания предела знаний в той или иной области и им ошибочно кажется, что они его достигли. На практике всё это выливается в то, что они смело заявляют о себе, считают себя компетентными во всех областях.

По итогу это проявляется в том, что малокомпетентные люди нередко добиваются неплохих, а порой и даже хороших успехов в работе. Но только не в плане профессиональном, а в плане самопродвижения. Тут они часто обходят более компетентных специалистов и могут легко продвигаться и занимать более высокие должности. Это явление нашло отражение в экспериментах Даннинга и Крюгера и получило в честь авторов своё название.

Второе, сильно связанно с первым и как бы дополняет его. Существует определенная связь между уверенностью в себе специалиста и восприятием его компетентности окружающими. В исследованиях Шленкера и Лири было выявлено, что если люди говорили о себе как об очень хороших специалистах, то, даже не добившись хоть мало-мальски хороших результатов, они всё равно воспринимались как профессионалы. В отличии от тех, кто несколько скромно говорил о своих и умениях. То есть, восприятие компетентности далеко не всегда зависит от результатов работы, она больше зависит от того, как преподносит себя тот или иной человек.

В совокупности это всё даёт то, что уверенный в себе, на плохо подготовленный специалист имеет все шанс стать востребованным. И естественно он этим пользуется и даже в случае явной неудачи всё равно продолжает вести свою деятельность. Основная опасность в том, что, обратившись к такому специалисту и не получив грамотной психологической помощи, человек теряет доверие в целом к психологии, считая её шарлатанством. К тому же сейчас очень модно называть психологией то, что по сути не имеет никакого отношения к науке. Это сомнительные марафоны, какие-то псевдонаучные теории по поводу того, как отправить свою мысль в космос и вернуть её в материализованном виде и всякое в этом роде. Порой доходит до того, что человек, не имея вообще никакого психологического образования, заявляет о себе как о психологе, а на практике он просто пишет гороскопы или гадает на картах. Это в худшем случае.

В лучшем же случае человек не имеющий высшего психологического образования может пройти тот или иной курс и овладеть действительно работающим инструментом. Но он не может понять, что у любого, даже очень хорошего инструмента есть масса ограничений. Если, к примеру лопатой хорошо копать землю, то вот рубить ею дрова уже не так удобно, а для такой работы как ремонт техники лопата и вовсе не годится. Однако, научившись неплохо работать одним инструментом и добившись результатов, такой специалист начинает применять свой инструмент в самых разных сферах психологии и на деле доходит до того, что он начинает калечить психику людей.

К примеру, я могу легко научить более-менее толкового человека, умеющего находить общий язык с детьми решать такую психологическую проблему, как коррекция детских страхов. Но станет ли такой человек специалистом психологом? Ответ очевиден. Ему нужно будет пройти полный курс подготовки специалиста, перечитать горы литературы и наработать лет пять, как минимум, практики. Помнится, как еще в университете, декан факультета говорил нам, что будет называть нас психологами не менее чем через пять лет практики. А до этого, мы для него не более чем выпускники факультета психологии. И это правильно, в любой профессии так, не только в психологии.

Конечно, есть и люди, которые искренне заинтересованы психологией как наукой и ими движет желание освоить эту дисциплину, но у них нет в запасе шести лет для получения высшего психологического образования. Так вот, такие люди, как правило, не спешат заявлять о себе как о специалистах, а стремятся к обучению. Они прекрасно понимают уровень своей подготовки и видят границы своей компетентности. Но вот в чём парадокс – из-за этих же качеств они не могут быстро и уверенно продвигаться.

Совсем иная картина у тех, кто просто хочет «поймать волну» популярности психологии и просто на этом заработать. Они сразу же заявляют о себе, позиционируют себя как первоклассных специалистов с богатым профессиональным опытом и люди им верят. Людей подкупает их уверенность в себе, а это и есть следствие феномена описанного в экспериментах Шленкера и Лири. Им начинают верить и даже в случае отсутствия положительного результата, всё равно оценивают как хороших специалистов.

Естественно, если человек записался на курс психотерапии к такому «специалисту» и потратив на это кучу денег, то ему психологически будет трудно признать, что ему толком и не помогли. Ведь это всё равно, что признать в том, что кто-то оказался хитрее или умнее тебя и обманул на ровном месте.  И таких случаев не мало.

Удивляет еще и то, что находятся люди, продающие курсы для самих психологов, направленные на то, как удержать клиента на длительное время и заставить его покупать вновь и вновь различные курсы по решению тех или иных психологических проблем. Это целая индустрия, поражающая своим масштабом.  На специальных психологических сайтах таких объявлений очень много.

Так в чём же тут опасность. А она в том, что психология не должна превратиться в бизнес. Это не бизнес, это сфера деятельности, направленная на оздоровление психологического состояния человека. Это серьёзная академическая дисциплина со своей методологией и практикой. Но из-за своей специфике, о которой я писал в начале статьи и многих людей складывается впечатление, что это просто набор каких-то жизненных советов, которые может давать любой человек. И возможность быстро заработать без особых усилий соблазняет многих. И такая тенденция сейчас намечается не только в психологии, но и в других областях.

Конечно, никто не запрещает зарабатывать себе на жизнь, и работа хорошего специалиста должна хорошо оцениваться. Но только хорошего. А из-за случайных людей в психологии, психология как наука и сфера деятельности сильно рискует дискредитироваться и утратить к себе доверие.

Эту проблему давно осознали в научных психологических кругах и сейчас идут поиски решения сложившейся ситуации. Готовится законодательная база, которая будет регулировать деятельность психологов в России. Но пока это будет реализовано пройдёт немало времени, и психология сильно рискует утратить доверие к себе.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *