Куда пойти учиться...

Май месяц для многих родителей не просто май, это месяц особенный. Его особенность проявляется в том, что близится к концу учебный год и совсем скоро их детям предстоит сдавать экзамены. Начинается суматоха и паника, все озадачены тем, как пройти это испытание и что делать потом.

Особую актуальность эта проблема приобретает для тех родителей, чьи дети заканчивают девятый и одиннадцатый классы. Ведь это тот период, когда нужно задуматься над тем, как быть дальше, куда пойти учиться, как помочь ребёнку найти свой путь в жизни. Вообще, стоит сразу оговориться насчёт этого. Те родители, которые думают о том, как помочь ребёнку самоопределиться,  остаются в меньшинстве, большинство же просто решило за своих детей, где и на кого им учиться.

С внедрением в школы единого государственного экзамена (ЕГЭ) у многих выпускников появился реальный шанс на поступление в желаемый вуз. Однако и тут не всё так гладко, ведь поступить – одно дело, выучиться и стать специалистом – совсем другое.

Вот именно о проблемах профессионального самоопределения современной   молодёжи и хотелось бы поговорить в рамках данной статьи. Каждый из нас обладает теми или иными способностями, у каждого из нас есть склонности к различного вида деятельности. Одним хорошо даётся интеллектуальный труд, другим легче работать руками, собирать что-либо, третьи любят ухаживать за растениями и животными и так далее. Соответственно распределяются и профессии. Есть такие, где обязательно наличие специальных способностей, таких, как математические, педагогические, литературные и так далее. Без их учёта шансы на успех конкретного человека в конкретной деятельности резко снижаются. Важным моментом является и наличие склонностей выпускника школы к той или иной профессии. К сожалению, многие родители вовсе не учитывают ни того и ни другого, а просто стремятся пристроить своих детей в какой-либо престижный вуз в полной уверенности, что тем самым они обеспечивают будущее своих детей. На практике мы же видим совсем иное, а именно толпы дипломированных безработных или занятых работой, ни в коей мере не связанной с их специальностью, заявленной в дипломе о высшем образовании.

К тому же ситуация сейчас несколько изменилась. Ведь начиная с 2011-2012 учебного года большинство вузов России перешло на двухуровневую систему образования. Это означает, что теперь, поступив в университет, студент проучится четыре года и получит степень бакалавра, что по сути приравнивается к диплому выпускника техникума. Это не совсем, конечно, технарь, но он и не специалист с высшим образованием. Чтобы получить степень магистра, нужно будет проучиться ещё один курс – пятый.

Но, и это очень важно, чтобы перейти в магистратуру,  у студента должен быть высокий учебный балл. Другими словами, надо проучиться все четыре года на «хорошо» и  «отлично»,  чтобы гарантированно перейти на второй уровень в системе высшего образования. И вот возникает закономерный вопрос: стоит ли оно того?

Понятное дело, что каждый родитель желает счастья для своих детей, и счастье это часто видится в том, что дети, когда вырастут, будут работать на высокооплачиваемой работе и занимать высокие посты. Всё бы ничего, если бы не тот факт, что количество рабочих мест в престижных местах ограничено, а количество высоких постов ограничено тем более. Если представить всё это математически, мы получим то, что на сто рабочих мест, требующих диплом о высшем образовании, будет тысяча выпускников. В итоге всё это приводит к тому, что и растёт количество безработных специалистов.

Основная проблема, по моему мнению, кроется в головах самих родителей, в их убеждённости в том, что, окончив школу, их ребёнок обязательно должен поступить в университет. Мы наблюдаем то, что родители тратят огромные деньги на то, чтобы получить высокий балл по результатам ЕГЭ и ещё больше тратят, пока их дети окончат выбранный вуз. Наверное, только у нас можно обнаружить такой странный феномен: родители сначала платят за то, чтобы их дети поступили в университет, а потом ещё пять лет платят за то, чтобы они там не учились. Парадокс. Ведь как иначе назвать тот факт, что каждую сессию родителям приходится тратить огромные деньги, чтобы их драгоценное дитя не было отчислено. В итоге мы и получаем то, что многие способные дети не могут поступить в университет, по причине того, что все места заняты теми, у кого больше денег. Эта проблема очень актуальна, поскольку от её решения будет зависеть то, кто в будущем будет определять общий курс развития не только нашей республики, но и страны в целом, кто будет нас лечить и учить в школе наших детей, кто будет вести наши судебные дела и определять, кому что положено.

Ведь реально мы дошли уже до того, что юристами и экономистами мы запаслись лет на десять вперёд, и всё равно мы наблюдаем, как выпускники школ стремятся попасть именно на эти факультеты. И проблема вовсе не в том, что дети не хотят других профессий, им просто навязали стереотип, что именно этот путь является наиболее успешным. Это – изъян современной системы среднего образования, отсутствие такой важной работы, как помощь школьникам в профессиональном самоопределении. Эту проблему можно решить не столько за счёт введения курса выбора профессии, а за счёт работы школьных психологов и социальных педагогов.

Но всё же обращаю внимание ещё раз самих родителей на то, что высшее образование не должно быть самоцелью, это – всего лишь средство. И если ваш ребёнок стремится получить какую-либо профессию, не требующую высшего образования, такую, как швея, пекарь, мастер холодильного оборудования, зоотехник и многие другие, если он показывает склонности и способности к этому виду деятельности, то помогите ему в этом, умерьте свои амбиции. Не нужно жить по принципу «Я не смог (смогла) стать врачом, так пусть мой ребёнок им станет». Вместо врача можете поставить любую другую профессию, это не принципиально.

В силу своей профессии нередко приходится сталкиваться со студентами, которые просто просиживают штаны и юбки и очень горько сожалеют о том, что родители в своё время решили за них, куда им пойти учиться. Большинство из них получают дипломы и потом занимаются любимым делом, а диплом лежит дома совершенно не у дел. Да что говорить, если некоторые родители специально устраивают своих дочерей в престижные вузы, на престижные факультеты лишь для того, чтобы, выдавая их замуж, могли похвастаться дипломами о высшем образовании, тем самым якобы повышая статус невесты.

Уже пора кардинально что-то менять, так не может продолжаться  дальше. Реальность такова, что через несколько лет будет острый дефицит специалистов технических и гуманитарных направлений, особенно технических. Мы ещё можем изменить ситуацию, если начнём думать не о собственных амбициях, а об интересах наших детей.