Предлагаю вашему вниманию мой обзор на фильм итальянского режиссёра и сценариста Бернардо Бертолуччи по одноимённому роману Альберто Моравиа «Конформист». Обзор сделан исключительно по фильму и имеет своей целью попытку проникновения в личность трусливого человека, который всеми силами стремится быть как все, быть нормальным и который готов пойти на любое предательство ради достижения своей цели.
Мой обзор – это как бы раскадровка фильма, даже не так – это дополненная реальность, где я, как через увеличительное стекло, обращаю ваше внимание на внешние проявления личности человека, стремящегося эту личность скрыть, это моя попытка сделать и без того интересный фильм ещё интереснее. Почитайте и дайте оценку сами. Скажу ещё то, что этот труд будет интересен лишь небольшому кругу моих читателей, поскольку очень специфичный. Отдельно всех предупреждаю о том, что фильм имеет маркировку «18+» и если Вы продолжаете читать, то Вы тем самым подтверждаете, что Вам есть 18 лет и Вы предупреждены. В фильме присутствуют и сцена убийства, и частично обнажённое женское тело, разговоры о сексе и прочее. Фильм сложный и непростой.
Стоит ли вам сначала посмотреть фильм? Решать вам самим. Мой обзор – это стопроцентный спойлер. По сути это пересказ фильма с акцентом на некоторые детали. Вы можете начать читать, а чуть позже решить, смотреть или дочитать до конца.
Первые кадры фильма сразу бросает нас к главному герою, который получает звонок, из которого узнаёт, что профессор с женой уже выехали. Для удобства я предлагаю вначале назвать их ролями, чтобы не путаться. Главный герой – это, как уже понятно, Конформист (Марчелло), его жена и будет его Жена (Джулия) , а сопровождающий – это Фашист (Манганьелло). Кроме того, в игру сразу же входят ещё два героя: Профессор Квадри и его жена Анна. Так вот, Профессор со своей женой уже выехали, и Конформист с Фашистом выехали вслед за ними.
Вообще, почти все события фильма будут так или иначе связаны с этой поездкой. Весь фильм – это либо воспоминания Конформиста, либо события, описанные автором фильма. Они будут в перемешку и так или иначе приведут нас в настоящее – сцену погони. С чего и начался весь фильм.
Мы сразу же видим, как главный герой нервничает и ведёт себя максимально напряжённо. Запомните – это его настоящее проявление как личности главного героя. Давайте я вам расскажу немного про него, кто такой конформист.
Конформист – это человек, который, имея собственное мнение, практически никогда его не высказывает, а всегда соглашается с большинством. Живёт по принципу: с волками жить – по-волчьи выть. Увы, этот тип людей довольно таки распространён и одинаково представлен как среди мужчин, так и среди женщин. Они очень редко проявляют себя в качестве индивидуальности и чаще предпочитают сливаться с фоном, растворяться в большинстве и вырабатывать средний образ жизни, который принято называть нормой. Конформист стремится к усреднённой нормальной жизни. Где ключевое слово – соответствовать норме, максимально не выделяться.
Так вот таким и есть главный герой. Он ярко выраженный конформист, у которого присутствует внутренний мотив – быть как все. Он очень умён и расчётлив, но при этом дикий трус. Он максимально проявляет себя только в напряжённой, нестандартной ситуации. Во всём остальном он умело подстраивается под любого собеседника; он с каждым такой, каким его хотят видеть. Отражает любого. Максимальный в этом вопросе профессионал. Мы это не раз увидим, и я обращу на это ваше внимание.
Но вернёмся на улицу, там как раз подъезжает машина с Фашистом, который только что ему звонил. Нам не покажут пока его лица, но он обратил внимание на то, что Конформист явно где-то витает в своих мыслях, а точнее – в страхах. После короткого диалога нас сразу бросают в студию, где идёт запись какой-то песни и знакомят нас со Слепым другом Итало Монтанари, который заводит разговор о перспективах Конформиста. В этом эпизоде очень много деталей, на которые надо обратить внимание. Это, прежде всего, его Слепой друг, который является активным фашистом и известным автором, читающим по радио пропагандистские статьи о сходстве немецкого народа и народа Италии в плане развития идеологии фашизма. Это очень интересный символ – слепой ведёт за собой людей в путь. Но, так или иначе, на момент событий фильма у власти в Италии были фашисты. Как думаете, кем может быть конформист в обществе фашистов? Ответ очевиден.
Также тут стоит обратить внимание и на рассказ Конформиста о себе, о том, как он видит мир и как его видит его невеста. Вообще, в фильме много символов, на которые тоже следует обратить внимание. Там есть масса мелочей, которые передают атмосферу происходящего. Даже эти три поющих девушки. Хоть их и не снимают, а всего лишь записывают на микрофон, но они ни одинаково вырядились и танцуют. Мы видим, что, хотя в деталях они и отличаются немного, но в целом очень похоже выглядят. Как будто бы Конформисту показывают, как можно быть максимально как все. Просто ничем особенным не выделяйся и всё.
Слепой друг организовывает встречу герою с высокопоставленным политиком фашистом, выступая тем самым его протеже, которое ценится. То есть дружба Марчелло Кледичи с Итало Монтанари (Конформиста со Слепым) носит для Марчелло практический характер. Конформист настолько умеет подстраиваться под любого, что кого угодно обманет и выдаст за своего, но и активно пользуется этим, чтобы устроить себе политическую карьеру. Он успешно проходит собеседование и очень скоро оказывается в кабинете министра, где сразу же получает должность и задание пробиться в доверие к опальному профессору-антифашисту, живущему во Франции, и раскрыть его окружение.
В какой-то момент мы слышим, как он пробормотал что-то на латыни, но не стал давать перевод. Это были начальные слова из автоэпитафии римского императора Адриана: «Animula vagula blandula, Hospes comesque corporis», что переводится как «Душа, блуждающее пламя! Ты согревала мою грудь». Вот полностью перевод.
Душа, блуждающее пламя!
Ты согревала мою грудь,
А ныне лёгкими крылами,
Мой гость, летишь в обратный путь?
Где ты отныне обитаешь,
В краях безрадостных — каких?
Мечась, дрожа, ты умираешь;
Веселье смолкло, смех затих!
Император Адриан при жизни написал себе эту посмертную надпись. Мне трудно объяснить этот момент, но могу лишь сделать предположение, почему он вспомнил про них в такой важный момент. Ведь он преследовал профессора и его жену, и их должны были убить. Как будто он задался вопросом веры и души. Что бы там ни было, но у него в этот момент идёт сильная внутренняя борьба, где потребуется участвовать в том, в чём участвовать не хочется, и встал вопрос совести. А может он просто сравнил себя с императором Адрианом, который был известен тем, что всячески избегал открытых конфликтов и стремился развить оборону и экономику. В какой-то мере это раскрывает и характер главного героя. А может, он и сам до конца не понял, почему он вспомнил сейчас эти стихи.
Последующая сцена интересна поведением Конформиста с женщинами. Мы видим, как он пришёл в гости к своей невесте и её матери, параллельно заигрывая с горничной, быстро убеждает обеих женщин в том, что он их идеал. И тут же нас знакомят с его будущей женой, о которой он выскажет своё истинное мнение только в исповеди священнику. Но и без этого мы видим, по сути, тоже конформную девушку, только гораздо проще устроенную, ещё и полагающуюся на гороскопы и гадания по руке, чем показывает своё максимальное желание ни за что не нести ответственность и всё перекладывать на других или на обстоятельства.
Девушка, в отличие от него, максимально раскованная и лёгкая, и тут же показывает свои чувства. Тогда как Конформист держит себя максимально сдержанно. Его отличительная черта характера – это то, что он почти всегда сосредоточен. Конформист потому и тревожный до трусости, что очень много сил тратит на соответствие окружению, на максимальную оценку происходящего. Мы чётко видим очень интеллигентный и интеллектуальный тип воспитания и обучения. Признаём, что главный герой умён, но весь свой ум он тратит на уловки, на то, как бы избежать конфликтной ситуации, как бы ни за что не получить замечание. Ведь главное для него – максимально быть как все. Он очень много времени и сил тратит на это и потому испытывает постоянный страх либо разоблачения, либо преследования. Он живёт в страхе, оттого и напряжён и сосредоточен. Весь его ум уходит на решение этих задач человеческого характера. Он просто хочет построить себе карьеру и жить максимально нормальной для себя жизнью в нормальном обществе. Он стремится к нормальности и хочет понять, что это такое. Он на всё пойдёт ради этого, и мы это ещё увидим.
Что касается матери невесты, то мы видим женщину, которая всеми силами стремится удачно выдать свою дочь Джулию. Мама максимально ослеплена очарованием Конформиста и в упор не видит его. От его реакции на анонимное письмо, она так вообще, чуть ли не падает в обморок от восторга и выдаёт все болезни, которыми когда-то переболела её дочь. Однако из письма мы узнаём, что хоть и конформист Марчелло из знатного рода, но отец его находится в психиатрической лечебнице.
Каким мы видим Марчелло внешне? Это красивый молодой человек с аристократической внешностью и идеальными манерами. Он всегда держится строго и галантно, фактически не проявляя эмоций. Мы очень редко увидим его эмоции, я не пропущу этот момент и обращу ваше внимание. В общении с людьми он всегда умело играет ожидаемую от него роль. Он настолько вживается в неё, что фактически мы редко видим его настоящим. В основном это там, где он один. Конформист Марчелло из древнего итальянского аристократического, ныне увядающего рода, и он всеми силами стремится вернуть былое величие. Невеста его из среднего итальянского рода, кроме внешности особо ничем не выделяющаяся, и для которой большое счастье выйти замуж за представителя аристократии. По крайней мере, мы не увидим в фильме каких-то особенных её индивидуальных проявлений, кроме умения веселиться и со всеми находить общий язык.
Далее режиссёр нас переносит в эпичную сцену знакомства Марчелло с Фашистом, которого мы сейчас увидим. Это тот, кто за рулём; он сыграет важную роль, присмотритесь к нему. Нельзя не обратить внимания на момент, как Марчелло проходит мимо забора с собакой, и сначала дразнит её, а потом передразнивает. Как будто нарочно показывает нам, как он даже с собаками становится таким же, как они. Максимально всех отражает, под каждого может подстроиться, универсальный тип, конформист одним словом. А потом он резко боится преследующей его машины и убегает за забор как маленький. Мы позже поймём, откуда у Конформиста этот страх перед преследующей его машиной, какие воспоминания вызывает в нём едущая позади него машина. Уже за забором он знакомится с представленным помогать ему в осуществлении операции фашистским агентом Манганьелло, которого иногда можно просто называть Фашист. Манганьелло — это, в отличие от Марчелло, убеждённый фашист, который стремится построить карьеру. Фашист Манганьелло — это волевой человек, убеждённый в ценности выполняемого им задания, который ни перед чем не остановится и выполнит любую грязную работу. В нём полно решимости и исполнительности, но умом он особо не блещет, в чём мы сейчас же и убедимся.
Тут же параллельно мы видим их снова в машине, преследующих профессора и его жену. Видно, как Марчелло нервничает и торопит водителя, хотя трудно понять, чего он хочет больше: догнать и вмешаться или просто съехать в кювет и таким образом избежать кровавой развязки. Второе больше подходит под его тип личности, да и в конце мы в этом убедимся.
Знакомство с мамой Марчелло тоже дают массу информации о его личности. Это взрослая распущенная женщина, которая принимает морфий и по всей видимости спит со своим водителем.
Марчелло, сразу воспользовавшись своим служебным положением, быстро берёт под контроль Фашиста и его руками выгоняет водителя. Тут бы Фашисту сразу понять, что Марчелло трус, но увы, для хорошего агента Манганьелло глуп и потому ему не дают должности выше помощника и водителя. Он не в силах понять простую истину. Если человек так долго мирился с тем, что водитель обкрадывает его дом и снабжает его мать наркотиками, и что он только сейчас решился изменить ситуацию, да и то лишь потому, что теперь у него есть власть и личный подчинённый, то он законченный трус, который сам ни на что не может решиться. Манганьелло просто выполняет приказ, не задавая лишних вопросов. Он гордится тем, что служит фашистам около двадцати лет, тогда как Марчелло лишь только вступил в их ряды.
Далее нам предстоит знакомство с отцом Марчелло. Это очень интересная сцена, которая красиво отснята. Максимально возможная симметрия и прямота линий, как будто ещё глубже погружают в атмосферу фильма. Видно, как режиссёр хочет донести до нас психологию и трагизм происходящего. Отец Марчелло — пациент психиатрической клиники, который просто ушёл от мира и желает находиться всегда в смирительной рубашке, максимально боясь проявлений своей духовной сущности. Ведь он в прошлом делал ужасные вещи, а сейчас стремится найти всему объяснение в своих сочинениях. Видимо, это часть его психотерапии.
Марчелло не видит в нём сумасшедшего и видит его внутреннюю сущность, и даже делает попытку выяснить, на что мог решиться его отец, чтобы знать чего можно ожидать от себя. Конформист всё время пытается выяснить для себя, почему он такой, как ему выбраться из плена собственных страхов.
Но вернёмся в настоящее. Фашист Манганьелло как будто угадывает мысли Конформиста и рассказывает ему историю о том, что в его практике был случай, что приказ отменили. В тот момент он уже знал, кто с ним сидит в машине и как будто специально готовит его к разным исходам дразня мнимой надеждой на спасение и отмену приказа к убийству Профессора и его жены Анны. В этот момент Марчелло очень перенервничал и вышел из машины, но эта ситуация триггером прошла по его памяти и вытащила значимый эпизод из детства.
Мы видим эпизод из детства Марчелло, в котором сверстники ради забавы стянули с него штаны в людном месте. Тот день сильно запомнился Марчелло из-за встречи с педофилом. Вся эта ситуация говорит о сложностях и внутренних терзаниях, сформировавших его характер. Об этом случае Марчелло рассказывает священнику на исповеди. Эта сцена очень интересна и частично показывает истинное лицо Конформиста. Удивительно, но он всё открыто рассказывает о себе, словно бросает вызов церкви и религии в лице священника.
В эпизоде с педофилом мы видим, как Марчелло четвёртым выстрелом стреляет в лицо Лино, и тот падает замертво. Эта встреча и ситуация с убийством имели серьёзное влияние на психику Марчелло, могли коренным образом повлиять на его убеждения и проявление характера. Мы можем наблюдать эхо всей этой ситуации, когда Марчелло в борделе встречает проститутку со шрамом на щеке. Даже подстроив всё под самоубийство, мальчик оставил на кровати свою шляпу, которая долго его ещё преследовала, напоминая о возможности быть найденным. О шляпе мы вспомним, когда Марчелло получит приказ на устранение Профессора и получит пистолет, и когда он с помощью Фашиста избавился от водителя своей мамы. И там и тут фигурирует шляпа.
Также он признаётся священнику в том, что всегда стремился быть как все и жить в нормальном обществе, как он его понимает. Параллельно мы узнаём об истинном отношении Марчелло к своей молодой невесте. В диалоге со священником он демонстрирует свою исключительную наблюдательность к деталям беседы. Ничто не ускользает от его внимания; он стремится всё держать под контролем.
Следующим эпизодом мы наблюдаем закрытую вечеринку, посвящённую помолвке Марчелло, в обществе слепых. Это общество слепых также символично. Символ того, что все вокруг слепы и выполняют чужую волю, а кто-то зрячий для них создаёт какие-то украшения в виде разноцветных фонарей, нити от которых только мешают слепым и вызывают у них всякие неприятные физические ощущения от их прикосновений. Нити, которые тянутся непонятно откуда. Ведь так слепые сейчас это себе видят.
А кроме этого, что среди них Марчелло чувствует себя уникальным, не как все. Он ещё и видит это устроенный организаторами балаган, которые вообще не понимают, что им делать и не могут понять вследствие своей тупости. В какой-то момент он даже пытается проверить, может ли стать невидимым для своего собеседника. Обратите особенное внимание на их диалог: Монтанари учит Марчелло, что значит быть нормальным человеком — это значит найти на себя похожего и быть с ним. Разбор одного только этого их диалога может вылиться в отдельную философскую статью о природе вещей. Этому наставлению Марчелло последует в финале фильма.
И вот мы уже в поезде, в купе с Марчелло и его молодой женой. Тут мы видим, как в порыве эмоций она признаётся ему в том, что она не девственница и ждёт от него понимания. Но Марчелло не просто демонстрирует ей своё понимание, он ещё и показывает максимальное принятие ситуации. Такой его ход исходит не от широты его души и доброго сердца. Этим он ставит её в зависимое от себя положение и получает надёжный рычаг воздействия и влияния на неё. Очень хитрый и продуманный ход, а ведь у такого человека всё продумано наперёд. Ведь он на данном этапе жизни максимально нашёл себя в рядах тайной полиции фашистской партии Италии. Он подстроится под любой правящий режим, под любое большинство.
Вы, наверное, уже начинаете понимать всю низкую сущность этого человека. Чем может быть максимально опасен трус? Очевидно, что максимальная угроза от труса — это предательство. Он всегда предаст, иначе поступить не может. Это его природа. Нужно не только держаться от них на расстоянии и распознавать их, но нужно ещё научиться распознавать черты конформиста в себе. Вот зачем я так подробно всё разбираю? В чём смысл этого обзора? Элементы конформного поведения присущи всем, это надо признать и держать их в чётких рамках. Трудно заметить истинно убеждённого конформиста, он максимально маскируется, не выдаст себя. Но ещё труднее распознать его в себе. Об этом мы ещё поговорим в конце, но сейчас важно научиться строить полную картину личности человека, который может предать. Трус, настоящий трус, всегда предаст, на него нельзя полагаться в сложных ситуациях. А как выяснить труса, нам помогут фильм и мой обзор. Давайте же вернёмся к фильму.
К этому моменту мы переносимся в события в маленьком городке, где героя встречают три весёлых матроса, принимая его за офицера в штатском. Этот эпизод показывает, какое впечатление Марчелло производит на окружающих. Спустя несколько минут мы наблюдаем Конформиста в борделе в компании обезумевшего от желания Фашиста и проститутки со шрамом на лице, которая напомнила Марчелло сцену с педофилом Лино, убитым выстрелом в лицо. Марчелло получает новый приказ: уже не следить, а устранить Профессора. Он одевает перчатку, берёт пистолет, целится в разные углы и вспоминает про свою шляпу. Шляпа. Так кстати всплывшая одновременно с появление проститутки.
Соглашаясь на убийство, он понимает, что выбора у него нет. Это сложный, расчётливый и хладнокровный трус, который соглашается на всё, осознавая необходимость принять решение и совершить акт смерти. С печатью убийства Лино на себе, он уже не видит границ, для него всё размыто. Мы так же видим, как Марчелло вовлекает свою молодую жену в шпионаж, рассказывает ей о Профессоре и своих отношениях с ним в годы учёбы. Теперь, когда Марчелло получил приказ на его устранение и установил с ним контакт, он играет на самолюбии и амбициях Профессора. Мы это скоро ещё увидим.
В ожидании встречи с Профессором он сильно нервничает, обнаруживая это в том, как он сорвался на своей жене. Он очень напуган и не знает, как ему решиться на поступок. Чем-то он напоминает в этом моменте Раскольникова из произведения Достоевского, который так же нервничал перед убийством. Правда Раскольников не был конформистом, там совсем другой тип личности и мышления. Похоже только внешнее поведение. Марчелло обдумывает каждую деталь, а приставленный к нему Манганьелло на этом этапе ему сильно мешает своей настойчивостью и требовательностью. Конформисту нужно всё максимально взвесить и перевесить, он не выносит когда его торопят.
В доме Профессора мы не только знакомимся с молодой женой профессора, которая напомнила Марчелло проститутку с шрамом на лице из борделя и в которую он молниеносно влюбляется. Видим ещё и какой-то кружок из ближайших учеников Профессора, заодно выполняющих роль его охраны.
Жена Профессора Анна Квадри молодая и красивая блондинка, гораздо моложе своего мужа, которая сразу замечает взгляды Марчелло и умело на этом играет. Он настолько впечатлён ею, что даже не замечает, как упустил из виду, что она сказала о себе, что она жена Профессора. На Марчелло это не похоже и указывает лишь на интенсивность его чувств. Он влюбился так, как только могут влюбляться трусы. Но жена Профессора Квадри, видя страсти Марчелло, проявляет больший интерес не к нему, а к его молодой жене.
Обратите внимание на диалог Профессора и Марчелло. Как искусно он под него подстраивается. Как он начал с того, что закрыл окно и создал тень. Очень хорошо и везде видно, как Марчелло пытается держаться в тени. То он закрывает окно в поезде, когда едет с Джулией, то он увлечёт Анну в темноту. Он везде так поступает, когда хочет скрыть своё истинное лицо.
Марчелло начинает разговор с того, что напоминает Профессору о его лекциях и мифе Платона о людях сидящих закованными в пещере. Это квинтэссенция всего происходящего в душе Марчелло. Он ставит вопрос о том, мог бы он называть вещи своими именами, если бы ему дали свободу. Он сравнивает себя с узником пещеры, который вынужден признавать тени от вещей за сами вещи. Что он хотел бы жить в нормальном мире, но не знает, что такое нормально или не может об этом открыто говорить. Это сложнейший философский вопрос, который он хотел изучить в своей диссертации. Он снова чем-то напоминает Радиона Раскольникова, только тот задавался вопросом о том, какие люди могут брать власть, а Марчелло, как выжить при действии властей ограничивающих твою свободу. Эта откровенность живо отзывается в душе Профессора и тот сразу располагается к Марчелло.
Мы видим, как одновременно Конформист говорит Профессору то, что тот от него хочет услышать и что-то из того, с чем тот может не согласиться. Марчелло мастер в таких делах. Символически акт растворения Марчелло в окружении Профессора мы видим в эпизоде как Марчелло замечает, как исчезла его тень со стены. Как она растворилась в свете после открытого Профессором окна. Профессор этим показал, что им нет смысла прятаться друг от друга, говорить в пещерах, что он не видит больше в Марчелло фашиста, что он верит в спасение Конформиста. Наивный добрый Профессор, он даже не понимает, как проглотил наживку одним махом. Что им просто играют, играют на его амбициях увлечь молодого учёного на сторону антифашизма, чей кружок он возглавляет и расширяет в Париже.
В последующем диалоге жены Профессора Анны и Марчелло мы видим, как он решается на откровенность и прямо и честно говорит ей о своих чувствах. Он не лжёт в данный момент лишь потому, что максимально взволнован и перевозбуждён. Она позволяет ему немного поцеловать себя и тут же оставляет одного. Она думает, что может легко от него отделаться, но как она на его счёт заблуждается. Это тоже символ того, что не стоит женщине слепо верить в силу своего обольщения и умения держать мужчину.
Он настигает её в школе танцев, где уговаривает её уехать с ним за границу и там жить, что готов на всё ради этого, готов бросить всё и всех. Вот тут возникает сложный вопрос: если бы она согласилась, то сбежал бы он с ней от своей жены и руководства или нет. Скорее всего, да, сбежал бы, ведь трусы всегда сбегают. Но Анна отказывается и даёт прочитать ему письмо о зверствах фашистов и тем самым показывает ему своё отношение. Она лишь боится за себя и за своего мужа. Она чувствует какую-то опасность исходящую от Марчелло и пытается вести с ним свою игру. Она даже прямо указывает на то, что готова с ним переспать, лишь бы он оставил в покое её мужа. Но он ей ничего не обещает. Странно, ей он врать не может. Она чувствует его и имеет над ним власть.
Скрываясь от фашиста Манганьелло, Марчелло оказывается в номере и застаёт там жену Профессора, заигрывающую с его женой, Джулией. Анна даже и не пытается скрыть своего увлечения ни от Марчелло, ни от самой Джулии. По всей видимости, она реально ей увлеклась.
Далее следует интересная сцена с исполнителями социалистического гимна «Интернационал» и последней попыткой поцеловать Анну, которая отвечает укусом. Эпизод с «Интернационалом» примечателен тем, что символизирует для Марчелло ситуацию, что с одной стороны он не вписывается в общую картину, что тут он не как все, а с другой как будто намёк ему на его амбиции словами из песни «Кто был ничем, тот станет всем». Здесь совсем иное понятие нормальности, иная идеология социализма ему чуждая.
Но тут же мы видим, как неосторожная и уверенная в своей власти над Марчелло, Анна рассказывает Джулии, что завтра на рассвете её муж уедет один в загородный дом. Эта информация потрясла Марчелло. Ведь надо было действовать и действовать решительно. Он хочет одновременно закрыть вопрос с Профессором, то есть организовать его убийство, выполнив тем самым приказ и доказать руководству свою преданность и готовность пойти на всё ради интересов партии. Одновременно он думает о том, как ему спасти Анну, которую он ещё надеется отговорить от поездки с мужем. Он в растерянности.
Следующим кадром мы наблюдаем диалог Профессора Квадри с Марчелло, в котором он открыто, признаётся в стремлении переубедить последнего, и придумывает какой-то нелепый трюк с письмом. Это настолько наивно со стороны профессора выкупить на такую глупую наживку такого профессионала, как Марчелло.
Наивный Профессор, который не видит своей наивности, который ослеплён верой в свой интеллект и влияние на окружающих. Очевидно его последователи убедили его в том, что он умён и влиятелен. Марчелло насквозь видит личность Профессора и где-то даже с долей презрения к нему относится. Его даже задевает, что Профессор проводит с ним эту проверку, открыто при женщинах, которые хоть и говорят о своём, но почти всегда слушают, что говорят их мужья. Профессор же в открытую говорит о том, что тюрьма для Марчелло лучше, чем то, чем он сейчас занимается. Марчелло взбешён и напуган.
В следующем эпизоде мы видим его попытку отказаться от выполнения приказа. Он напуган, ошеломлён, не может решиться, а времени практически не осталось. Манганьелло не даёт ему отказаться от выполнения приказа, рассказывая ему о том, что такое дезертирство и как он сам чуть было не сломался. Он подбадривает Марчелло и не даёт ему сойти с преступного пути. Как говорится в пословице: «Назвался груздем, полезай в кузовок». Несчастный Марчелло, он не знает, как ему быть.
Весь следующий эпизод очень интересен, поскольку близится развязка. Тут мы видим и признание Профессора в проверке, и танец Анны и Джулии. Обе женщины, не стесняясь и не боясь быть максимально раскованными, пускаются в провокационный танец. Этот танец Марчелло не мог видеть, это было так не соотнесено с его убеждениями и понятиями о нормальности, тогда как Профессор не видит в этом ничего предосудительного. Два разных взгляда на одну и ту же ситуацию.
В конце концов, Джулия увлекает в танец почти весь первый этаж, включая Профессора, кроме Марчелло и фашиста. Тут мы второй раз видим, как Марчелло широко улыбнулся в обществе, это было когда Профессор Квадри тоже пустился в пляс. До этого улыбку Марчелло можно было видеть лишь в разговоре со своим Слепым другом, от которого не было смысла скрывать выражение своего лица. Марчелло принимает решение передать информацию Манганьелло в тот момент, когда Джулия увлекла весь танец на улицу. Но в моменте возвращения Марчелло на место возвращается и Джулия с группой танцующих.
Этот момент очень показателен. Марчелло, наверное, впервые оказался не готовым слиться с окружающими. Он не вступил в танец. Он просто стоял ошеломлённый и напуганный в центре круга, не зная, как ему себя вести. Для него это был настоящий стресс. Мы это видим по его запуганному виду.
Наконец-то музыка сменилась, и Марчелло пытается уговорить Анну не ехать утром с мужем. Он пытается сыграть на её чувствах к Джулии, та вроде как соглашается, но увы. Из самого начального эпизода мы уже знаем, что Анна уехала вместе с мужем навстречу своей смерти. И мы снова оказываемся в сцене погони, и с этого момента будет только настоящее.
Наступает развязка. Марчелло решается рассказать странный сон своему компаньону. Это очень важный момент в понимании личности Конформиста. Он видит себя слепым, а профессор Квадри излечивает его в Швейцарии. Тут важна каждая деталь. Мы видим, как подсознание Марчелло подсказывает ему мысль о том, что Профессор открывает ему глаза, и он всё равно предаёт его, уводя его жену. Как ловко работает его подсознательное, как оно пытается даже его самого перехитрить, подменяя страну, тем самым запутывая след. Ещё на этот его сон могло оказать влияние и дружба с Итало Монтанари. Марчелло внутренне понимает посыл своего сна, потому и делится им с Манганьелло, но тот слишком увлечён погоней, да и просто глуп, чтобы что-то понять, и просто подбадривает его песней, понимая, насколько тот сейчас там весь боится и постепенно вовлекает его в разговор о том, что всякое в дороге может случиться. И в этот же момент они видят машину с Профессором и его женой. Тут Марчелло явно занервничал. Он почти что точно знает, что сейчас произойдёт и что ему нужно будет принять сложное эмоциональное решение.
Анна сразу чувствует опасность и ещё больше в этом убеждается, когда видит впереди аварию и что дальше проехать невозможно. Это явно ловушка, плюс машина позади, из которой никто не выходит и которая близко не подъезжает. Далее следует долгая молчаливая пауза, тревожная для всех. Даже Фашист решил закурить, зная все наперёд и уже просто наблюдая за ситуацией и поведением своего пассажира. А что пассажир? Что вы от него ждёте, что он вот сейчас примет решение и спасёт любимую, застрелит Манганьелло и все пойдёт иначе.
Как вы думаете, если взять кувшин и начать из него лить и из кувшина льётся вода, может ли быть такое, что вода перестанет литься и следом польётся молоко? С чего бы это. Марчелло просто наблюдает за всем, не выходя из машины. Он видит глаза и страх смерти на лице Анны. Анна, спасаясь от убийц своего мужа, видит, что за всем этим наблюдает Марчелло. В какой-то момент она все же надеется, что он её спасёт, но тут же осознает, что он ничем ей не поможет, издаёт вопль отчаяния и убегает прочь. Какие у неё шансы на спасение? Да никакие. Какие тут могут быть шансы, когда мужчина, клявшийся в своей любви, не выходит из машины, а за ней гонятся вооружённые профессиональные убийцы. Эта сцена настолько напряжена, что даже хладнокровный Манганьелло не выдерживает и в самых крайне нелесных выражениях даёт характеристику Конформисту.
Далее мы сразу наблюдаем события через пять лет после этого убийства. Мы видим уже пятилетнюю дочь Марчелло и его жену, а также обстановку, в которой они живут. Мы также узнаем о смене режима в Италии и о том, что фашистский режим в Италии пал. Что дальше ждёт Марчелло? Что может ждать конформиста? Он, не скрывая говорит о своём намерении слиться с новым обществом и снова быть как все. Он, выражаясь его словами, хочет посмотреть, как падает диктатура, и надо увидеться с Итало Монтанари, который ждёт встречи с ним в назначенном месте. Это прочная нить, которая связывает Марчелло с фашизмом. Параллельно он выясняет позицию Джулии по поводу убийства Профессора и Анны. И что скажет Джулия? Что она его презирает и осуждает? Нет, Джулия демонстрирует своё одобрение и понимание его поступка и просто высказывает страх за будущее их семьи. Похоже, другие вопросы эту молодую женщину мало беспокоят. Ей не до экзистенциальных волнений и глубин происходящего в душе своего мужа. Она просто плывёт по течение вслед за своим мужем трусом, параллельно кидая всех. Она не станет мучиться муками совести по поводу факта, что её муж соучастник преступления. Увы. Сбылось в какой-то мере предсказание Слепого, Марчелло нашёл похожего на себя человека. Они даже демонстрируют проявления заботливых родителей и будут воспитывать нормального ребёнка.
И вот наконец-таки завершение этой истории. Мы переносимся на улицу, где Слепой друг ждёт встречи с Марчелло. Тут мы ещё наблюдаем символы падения режима, это и кучка парней таскающие по городу железную голову от памятника Муссолини привязанную к мотоциклу и фашистский значок, брошенный на мостовой. В какой-то момент Марчелло даже задумался, а стоит ли ему встретиться со слепым или пройти мимо.
Очень интересна следующая сцена, где мы видим улицу с шумными итальянскими женщинами. Особенно запоминается та, что ругает мальчишку, который прокатил колесом по её ноге. Насколько я знаком с итальянским менталитетом, то тут мы видим классическую картину, шумные итальянки ищут с кем бы что пообсуждать. Скоро Марчелло даст им такую возможность.
Внимание Марчелло привлекает разговор двух молодых парней, где один явно предлагает другому провести время вместе. Марчелло с другом останавливаются, чтобы послушать их разговор и ничего не понимающий Итало Монтанари улыбается, слушая откровения двух гомосексуалистов. Он даже не догадывается, чем этот разговор для него сейчас обернётся.
Уже через несколько секунд вы видим как Марчелло в одном из них узнаёт того самого педофила из детства Лино, в убийстве которого он столько лет себя винил. Весь мир перевернулся перед глазами Марчелло. Он вдруг стал осознавать, что все его поступки можно было бы избежать, знай он правду. Это снова так похоже на откровение Родиона Раскольникова, когда тот внезапно понял, что можно было и без убийства узнать, что ты не Наполеон. Не давая опомниться Лино, он обвиняет его прилюдно сначала в собственном преступлении, а потом и в гомосексуализме. Далее следует прямо-таки суперэпическое предательство старого друга и протеже, где он даже пытается ударить растерянного слепого Итало Монтанари. Марчелло знает менталитет и характер местных женщин, чьё внимание он специально привлёк, чтобы раз и навсегда покончить со всем, что в итоге все они разнесут эту весть по всему городу.
В самом конце мы видим, как толпа уносит слепого, а Марчелло оказывается в каком-то месте похожем на дешёвый бордель, где оказывается рядом с предлагающим себя геем. Последнее что мы наблюдаем, так это то, как Марчелло смотрит на нас, на зрителей. Что он хочет сказать этим? Как будто он спрашивает, о том, чем мы отличаемся от него и как бы мы поступили на его месте. Имеем ли мы моральное право осуждать его.
Наверное, после прочтения моего обзора, Вам захочется вновь пересмотреть фильм или вообще посмотреть, если Вы его не видели. Чего же хочу я? Да, наверное, очень малого. Чтобы Вы посмотрели на фильм моими глазами и лучше научились читать характер и видеть его внутреннюю связь.
P/S Если Вас заинтересовал этот материал и Вы бы хотели видеть больше моих обзоров, то поделитесь ссылкой на эту статью в своих соцсетях. Расскажите об этом своим друзьям.