Многие родители, которые готовят своих детей в первый класс сталкиваются с проблемой гиперактивности и опасаются, что из-за этого у них будут проблемы в школе.
В основном, такие дети вызывают трудности тем, что их сложно чем-то надолго увлечь, что они не слушают и ведут себя крайне непослушно.
В данном случае необходимо учитывать, что есть два вида гиперактивности – вызванный изменениями в работе головного мозга (область неврологии и психиатрии) и связанный с ошибками воспитания (психология и педагогика) о нём мы и будем говорить. В первом случае необходимо лечение и психолог может быть полезен лишь по части организации общения родителей и ребёнка. А вот что касается второго, то тут работа психолога очень важна.
Как правило такое явление как гиперактивность идёт в тесной связке с другим — дефицит внимания, отсюда и аббревиатура СДВиГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). С такими детьми нужен особый психолого-педагогический подход.
Нужно понимать, что такое поведение ребёнка есть ничто иное, как попытка заявить о себе и компенсировать внутреннее чувство неуверенности, ненужности. Ребёнок стремится компенсировать чувство тревоги, вызывает ответную реакцию родителей и воспринимает её как новую попытку ограничить его и видит в этом несправедливость, против которой начинает выступать. Это круг.
Родителям гиперактивных детей важно научиться разрывать эту круговую зависимость и помочь ребёнку найти социально приемлемый способ самовыражения. Увлечение спортом может несколько помочь, но в целом проблему не решит. Если же родитель будет отмечать успехи ребёнка в разных областях, сообщать ему о том, что они гордятся ими, что они рады тому, какой у них растёт хороший сын или хорошая дочь, и постараются свести к минимуму критику, то положительный результат не заставит себя долго ждать.
В большинстве случаев справиться с такими детьми помогает простой отказ от борьбы сними. Если с ними не воевать, а сотрудничать, то их поведение быстро нормализуется.
Чтобы как можно быстрее помочь нашим детям справиться с собственной проблемой (надо понимать, что не только родитель страдает от этого, сам ребёнок так же испытывает массу психологических проблем) нужно проникнут в его мотивацию. Для этого нам нужно всегда икать ответ на вопрос: что именно добивается ребёнок таким своим поведением? К примеру, мы видим, как гиперактивный ребёнок ведёт себя крайне вызывающе на детской площадке. Он не может играть с другими детьми и всё его поведение сводится к тому, что он кричит, лезет в драку или пытается залезть куда ни будь повыше.
Вполне очевидно, что он испытывает трудности в установлении контактов с другими детьми и таким образом стремится привлечь к себе всеобщее внимание, заявить о себе. Но другие дети на это реагируют иначе и стараются отдалиться от него. В итоге, мы можем наблюдать своеобразную месть гиперактивного ребёнка за то, что другие дети, не хотят с ним дружить. То есть он начинает вести себя по принципу – не хотите меня любить, так будете меня ненавидеть или бояться. По сути, ребёнок просто борется с тем, что его не замечают, что он не является значимым для других.
Вот и получается, что родитель в общении с такими детьми должен найти способ помочь ребёнку правильно выразить себя. Нужно научить его устанавливать эмоциональные контакты с другими детьми.
В своей работе с этой категорией детей я чаще всего делаю акцент на то, чтобы выработать у ребёнка способность к рефлексии, умению посмотреть на себя глазами других детей. Я придумываю историю о том, как мальчик или девочка хотели завести себе друзей, но совершили много ошибок, и мы начинаем разбирать эти самые ошибки. В этом общении дети быстро улавливают связь между тем, как они себя ведут и как в ответ к ним относятся другие дети. Другими словами, мы учимся отслеживать причинно-следственные связи, и ребёнок обретает необходимые психологические знания о том, как правильно заводить друзей.
На следующем этапе ребёнок реализует полученные знания и видит результат – с ним начинают дружить. Всё это приводит к тому, что у него начинает повышаться самооценка и чувство собственной значимости. И это самое важное во всей работе – ребёнок удовлетворяет базовую потребность в собственной значимости.
Другой причинной гиперактивного поведения может быть внутреннее чувство тревоги, которое он стремится заглушить или компенсировать. Тут уже важно разобраться в том, что именно заставляет его испытывать тревогу, чего боится ребёнок. Очень часто внутренний страх перед другими детьми (который самим ребёнком воспринимается как трусость) заставляет его совершать многие глупости. Это попытка скрыть от других собственный страх и очень часто это бывает из-за того, что родители стыдят детей за то, что те не такие смелые как бы им того хотелось. Чаще всего это проблема самого родителя, который боится, что его ребёнок будет так же, как и он в детстве бояться других.
В целом всё можно свести к тому, что если наладить психологически правильный диалог с детьми, то проблему излишней активности и необузданности можно легко решить.