Близится то время, когда выпускники школ готовятся сдавать первый важный экзамен в их жизни. В этой связи многие школьники испытывают страхи опасение, что не смогут сдать этот экзамен и что в результате этого они не смогут получить билет в успешную жизнь. Во многом такой настрой создают родители школьников и учителя. Начиная с младшего школьного возраста им изо дня в день твердят о том, что им нужно сдавать ЕГЭ, что они должны готовить себя к этому важному событию, что от этого зависит их будущее и всякое в этом роде. В итоге создаётся отрицательный эмоциональный фон, который может стать серьёзным препятствием на пути успешного прохождения испытания. Все эти отрицательные чувства (волнение, страх, тревожное ожидание) носят астенический характер, то есть они мешают успешному усвоению деятельности. По этой причине крайне важно психологически правильно настроить ребёнка, да и самих себя на сдачу единого экзамена.
Первое и наиболее важное, так это не пугать выпускника, не внушать ему что это самое важное событие в его жизни. Как бы это странно не звучало, но установка на то, что по сути это всего лишь экзамен, ступенька, просто формальность подтверждающая уровень знания действует успокоительно на ученика. Это позволяет ему снизить страх и тем самым помочь сконцентрироваться на самих заданиях, а не на обстановки вокруг. Важно донести до ребёнка мысль о том, что не зависимо от результатов экзамена Вы будете любить его, как и раньше, что низкий результат не разочарует Вас и не подорвёт веру в его успешность и значимость.
Что же касается самой подготовки учащихся к экзамену, то тут есть несколько важных аспектов, на которые нужно обратить внимание.
Во-первых, необходимо правильно готовиться к экзамену опираясь на объективные законы, по которым работают познавательные процессы человека. Известный психолог-экспериментатор Герман Эббингауз в своих работах, посвящённых изучению памяти обнаружил важную закономерность — больше всего мы забываем изученный материал в первые сорок минут при котором мы теряем половину выученного. Далее идёт снижение и изученный материал забывается медленнее. Это крайне важное открытие указывает на то, что десять повторений в течении дня намного эффективнее чем сто повторений в течении часа. Исходя из этого крайне важно повторять учебный материал через час, а это время посвятить чему ни будь другому. Так у ученика освобождается время для личных дел или для изучения других дисциплин и что самое важное, запоминание будет более эффективным. Другой не менее важный аспект деятельности памяти — это интерференция (отрицательное влияние одного заученного материала на другой, их смешение). Не вдаваясь в теоретические подробности, просто сообщу о том, что надо правильно составлять порядок изучаемых дисциплин. Недопустимо изучение одним за другим предметов имеющих большую схожесть. Надо ставить так, чтобы после изучения одного предмета, следующий за ним сильно отличался бы от него. К примеру, после математики не стоит учить физику или после литературы русский язык. Чем сильнее будут отличаться друг от друга изучаемые дисциплины, тем меньше будет действие интерференции. Так же важно учитывать, что меньше всего забывается начало и конец деятельности, тогда как середина забывается сильнее. Это важное правило следует учитывать при составлении плана подготовки к урокам или экзаменам. Необходимо начать с изучения наиболее трудно поддающегося материала, потом перейти к более лёгким и в конец поставить опять же сложный материал. Давайте составим примерный план из пяти предметов. Возьмём литературу, химию, русский, историю и математику. Предположим, что наш ученик имеет технический склад ума и ему легко даются точные дисциплины и возникают проблемы с гуманитарными. Тут же необходимо учесть и деятельность интерференции, о которой сообщалось выше. Учитывая все факторы, думаю Вы без труда сможете правильно расставить и потому предлагаю не читать пока дальше, а самостоятельно составить правильный порядок. Надеюсь все успешно справились и Ваш порядок изучения предметов похож на мой: 1. Русский язык, 2. История, 3. Математика, 4. Химия, 5. Литература. При таком раскладе мы значительно снижаем влияние интерференции и учитываем правило, что середина забывается, а начало и конец сохраняются. Это крайне важно в повседневной деятельности учащихся. Это поможет им затрачивать меньше сил с более высоким уровнем отдачи.
Во-вторых, при подготовке и сдаче самого экзамена крайне важно правильно подойти к этому. Очень полезно готовить шпаргалки, но брать их с собой на экзамен категорически нельзя, даже если Ваш ребёнок профессионал в списывании. Её наличие в кармане будет отвлекать экзаменуемого и вызывать у него лишнее волнение и страх разоблачения. А вот готовить их полезно по той простой причине, что при их написании ученик может значительно сократить изучаемый материал отделяя гласное от второстепенного, а это очень полезный навык. К тому же руки запомнят, как он их писал, а глаза будут помнить, как они выглядели. То есть мы задействуем дополнительно зрительную и двигательную память.
Утром перед экзаменом крайне нежелательно повторять материал. На практике это даёт отрицательный результат и способствует сильному смешению в одну кучу ранее структурированного материала. Пусть он хорошо выспится и с утра примет прохладный душ, чтобы привести себя в тонус. Когда зайдёт в кабинет и получит задание, пусть не бросается сразу на его выполнение. Пуст две три минутки просто посидит и посмотрит по сторонам. Он увидит, что его окружают знакомые ему люди и что ничто ему не угрожает. Это позволит снять лишнее напряжении и лучше сконцентрировать внимание на самих заданиях. Теперь о самом выполнении заданий. У выпускника должны быть работающие часы, чтобы он мог следить за временем. Для начала на тех экзаменах, где есть много заданий или тестов нужно разделить общее количество заданий на отведённое время, плюс отсчитать время на переписывание в чистовик. Многие учащиеся тратят слишком много времени на сложные задания и потом у них не остаётся его для выполнения более доступных. Поэтому важно донести до ученика то, чтобы он сначала прошёлся по всему заданию и в первую очередь выполнил то, что ему доступно, потом нужно переходить к более сложным и в конце решать самые сложные.
В-третьих, наблюдения показывают, что многие ошибки дети допускают при переписывании из черновика в чистовик, то есть чисто механические ошибки. Тут важно дома позаниматься с учеником и пусть он каждый день по десять-пятнадцать минут тратит на копирование любой страницы из его учебных тетрадей, желательно по тем предметам, по которым будет сдавать экзамен. Это простое упражнение разовьёт навык прямого и точного переноса материала с одного листа на другой.
Надеюсь мои рекомендации помогут нашим детям более успешно сдать экзамены и тем самым проложить себе хороший жизненный путь.