Слово пацана. Психологический анализ фильма и всего, что с ним связанно

О фильме узнал, как и большинство, из социальных сетей. Сразу много стали говорить о нём, появляться стали постеры из фильма, и в речь вошло малоизвестное за пределами Казани слово «чушпан». Тут же стала везде звучать музыка из восьмидесятых и ещё какая-то новая, на тюркском.

Я до этого не писал обзоров на фильм, но тут решил. Решил, потому что фильм заинтересовал персонажами, игрой актёров и, конечно же, ярко выраженной психологической составляющей. И главное – тем, что там практически нет однозначно положительных героев, разве что кроме двух девочек. Всё достаточно подробно вывернуто наизнанку и представлено в отталкивающем виде.

Сразу отдам должное коллективу фильма: большую часть картины я прямо реально вижу Советский Союз в конце восьмидесятых.

Вначале надо обязательно отметить то, что события, описанные в фильме, повествуют о том, что происходило в столице Татарстана в восьмидесятых годах. Это явление получило широкую известность под названием «Казанский феномен». Об этом я расскажу, если будет нужно, позже. Сейчас же нужно знать лишь то, что такое деление на криминальные группировки по возрастному признаку и со строгими правилами было только в Казани, и оно уникально. Там даже есть небольшой исторический обзор, когда Марат посвящает Андрея в криминальный мир Казани.

Я хочу устроить психологический разбор мотивов, поступков и характеров некоторых героев из фильма. Вообще, для плодотворного начала я призываю сейчас всех отбросить вопросы о том, что мы будем искать какие-то нестыковки в фильме, какие-то ляпы или артефакты. Давайте предположим, что фильм – это вот как есть история со своими персонажами и вся игра актёров – это реальная жизнь героев истории, и единственное, что делает её нереальной, – это речь пацанов без мата. Если вам кажется, что где-то актёр не дотягивает или наоборот, переигрывает, то отнеситесь к этому так, как это – просто проявление их характеров. Поверьте, так будет намного интереснее. Мы же не спорим с автором художественной книги, которую читаем, о том, как должен выглядеть герой; мы просто читаем и сами себе представляем картину происходящего.

Начать свой разбор хочу с такого персонажа, как Кощей, которого очень хорошо сыграл актёр Никита Кологривый. Персонаж интересен своей многогранностью, особым колоритом и очень важной ролью во всём происходящем в фильме.

Кощею, судя по всему, лет тридцать пять-сорок. О нём, со слов Вовы Адидаса, известно, что он отсидел за украденную шапку пять лет и на зоне сидел с ворами, и королём вышел. Если человек говорит о себе, что он сидел на зоне с ворами в то время, то так оно и должно было быть. Кощей не бессмертный и знает, что с него обязательно спросят, если такого не было.

 

Вообще, скажу так: правильно понять личность Кащея и событий, происходящих в фильме, к сожалению, невозможно в отрыве от той субкультуры, к которой он принадлежал, от системы взглядов и убеждений среди некой части заключённых СССР того времени. По этой причине я совершу небольшой обзор по тому, как был устроен мир в местах лишения свободы в СССР во время событий в фильме. Насколько возможно кратко, дам общую стратификацию и иерархию в тюрьмах и лагерях, основные положения и их историю. Однако, кому это не интересно, можете смело пропустить почти три листа и продолжить с места, где снова заходит речь про Кащея. Что-то всё равно понятно будет.

 

Начнём с того, что в определённых кругах ворами называют людей, живущих по воровским понятиям. Их действия были продиктованы следованием воровской идеи. Трудно отследить историю её возникновения, но видно, что она зародилась в начале прошлого века и окончательно сформировалась к середине восьмидесятых.

Её формирование можно рассматривать как логический ответ против действий Советской власти, которые видели дешёвую рабочую силу среди заключённых в исправительно-трудовых колониях СССР. В этой среде часть заключённых среди профессиональных преступников, имеющих большой тюремный опыт, смогла объединиться и взять контроль над основной массой разрозненных заключённых, заставив их работать вместо себя. На тот момент главное управление лагерей (ГУЛАГ) такой порядок устроил, и именно тут и окончательно сформировалось воровское движение.

Воровская идея по сути – это идеология, заключающаяся в отрицании Советской власти и Советского государства как такового, и она содержит свод правил (понятий), регулирующих и поддерживающих её. Эта идеология содержит свод правил и норм поведения. Там, среди всего прочего, есть такие как: не становиться на колени; ни перед кем не извиняться; не сотрудничать с администрацией; не служить в советской армии и другие. Также не по воровским понятиям, чтобы один человек силой отбирал что-то у другого. Эта идеология ещё и не приемлет прямого насилия человека над человеком в определённом смысле этого слова. Не по понятиям, к примеру, ставить другого человека в зависимое положение, никто никому не должен быть чем-то обязан, всё должно быть по доброй воли. Однако, все эти положения  распространяется лишь на отношение между людьми в уголовном смысле этого слова. Позже станет понятно.

 

В первую очередь воровское движение  поддерживается заключёнными воровской масти – ворами, которые большую часть жизни проводят за решёткой. Отсюда и популярное —  «Вор должен сидеть в тюрьме». В местах изоляции они имеют самый высокий авторитет.

Положение о том, что вор не извиняется, является одним из фундаментальных. Оно, в частности утверждает, что вор несёт ответственность за каждое сказанное им слово и поступок. Он не станет делать или говорить того, за что ему придётся извиняться.

Кроме воров власть в преступном мире представляют блатные. Кратко – блатные  это заключённые, которые, так же как и воры не идут на сотрудничество с администрацией, не работают и также не признают власть советов. Они так же недолго задерживаются на воле и часто имеют несколько судимостей.

Блатные, так же как и воры имеют право на распоряжение общаком. Общак это общая криминальная касса, которая  поддерживаются за счёт сборов, который  выплачиваемыми всеми кто промышляет преступлениями и живёт по воровским понятиям. Мы видим отголоски этого в фильме, где Кащей говорит о том, что деньги, выигранные у мамы Андрея идут на грев (тот же общак) и как все возраста обязаны платить в общую кассу, которой заведовал тот же Кащей.

Блатные  тоже не служат в армии,  часто имеют ранний криминальный опыт, и  ни при каких условиях не пойдут на сотрудничество с милицией или администрацией.  И хоть блатные не так строго следуют воровской идеи, но они активно продвигают её в массы. Их совместная деятельность состоит в том, чтобы контролировать внутреннюю жизнь в камерах. На свободе же их задача всё время привлекать к уголовному миру как можно больше волевых и сильных людей, которых обычно выбирали чуть ли не с детства.

Большую же часть заключённых составляют «мужики». Мужики, это люди, которые спокойно отбывают свой срок за различные преступления. Большую часть своего времени они заняты на производстве. Они целыми днями трудятся на различном производстве от обработки металла, до строительства домов. Параллельно они делают что-то для себя на продажу и в основном этим и живут.

По тюремным (воровским) понятиям эти три категории заключённых относятся к людям, остальные же людьми не считаются и на них не распространяются понятия и законы.

К этим остальным  относится очень много каст, среди которых наиболее известны, такие как козлы, петухи, шерстяные и ряд других.  Так же к ним относятся и так называемые опущенные. С ними нельзя есть из одной посуды, пользоваться общими предметами любого назначения, у них нельзя ничего брать, они выполняют всю грязню работу. У них фактически нет прав и они считаются неприкасаемыми и  вещи, которых они коснутся тоже становится неприкасаемым. Отношение к ним как к чумным.

Мы прекрасно видим отголоски этого в ситуации, когда Марата отшивают лишь из-за того, что он имел какой-то контакт с изнасилованной девочкой. Он стал для них для всех «помозок» — чушпан с которым нельзя контактировать. Или Кирилл, до него отшитый. Того тоже заплевали, что равносильно опустили на зоне. В правилах группировок мы часто видим параллели с уголовным миром.

Иногда в места заключения попадаются преступники, которые грубо нарушали воровские правила. Для них не существует на воле никаких авторитетов, и они признают лишь язык силы. Таких людей  называют общим словом – беспредельщики. К ним мы ещё вернёмся, если будем разбирать психологический портрет Вовы Адидаса.

В заключении этой темы скажу, что самые ужасные правила  существуют в спецшколах для несовершеннолетних. Это вообще особый мир и по рассказам бывших сидельцев именно с малолетки приходят большинство неприкасаемых. В этих спецшколах извращены все мыслимые и немыслимые правила общежития. Однако, и там есть свои касты. Их очень много, в разы превышает количество каст во взрослом преступном мире. Скажу лишь то, что по аналогии с взрослой тюрьмой там так же есть блатные, которые имеют сильный авторитет, пацаны и опущенные. Пацан  на малолетке это некий аналог мужика на взрослой тюрьме.  

Ну вот и всё, надеюсь я не сильно утомил  вас этим отступлением, но зато теперь мы можем легко проследить всю параллель между развитием иерархии в местах изоляции и формирования основных правил в группировке в фильме.

 

Вернёмся, наконец-таки, к Кащею. Вполне очевидно, что Кащей относится к категории блатных и соответственно живёт он по блатным понятиям. С ним считаются старшие других группировок, люди, которые имеют такой же авторитет в криминальном мире и живут по тем же понятиям.

То, что Кащей блатной, видно и по его татуировкам. Паук в паутине на правом плече Кащея с одной стороны говорит о том, что он отбывал срок, а с другой – о том, что Кащей не имеет намерения завязывать с преступным миром. Эполет на левом плече может указывать на то, что Кащей часто нарушал внутренние правила заключения, за что какое-то время мог сидеть в БУРе (барак усиленного режима), где содержатся опасные заключённые. Это подтверждается и татуировками колокольчиков на груди. Эти колокольчики однозначно говорят о том, что Кащей отсидел весь срок от звонка до звонка. А это значит, что он не был образцовым заключённым, который мог выйти на свободу по УДО (условно-досрочное освобождение). Также видно, что один из приятелей Кащея относится к ворам. Это сразу заметно по татуировкам в виде розы ветров, которую кололи себе только заключённые воровской масти. Всё указывает на то, что Кащей на момент событий фильма имеет определённый авторитет и на воле свободно общается с ворами.

Быть блатным – это не так просто, для этого нужен сильный характер. Выражаясь языком Гумилёва, это пассионарные личности, личности весьма активные и устойчивые, но могут иметь  преступную и антиобщественную направленность. Блатным  необходимо умение противостоять администрации, которая с ними активно боролась, порой выдерживать побои и лишения. Также в структуре личности должно быть умение решать сложные конфликтные ситуации за счёт умения вести диалог и спор. Нужен определённый криминальный интеллект.

За этим обязательно скрывается, что Кащей по характеру человек волевой, у него в голове есть целый свод правил, они называются понятиями, которым он должен следовать. Он просто обязан был отдавать часть добытых денег в общак.

 

Блатной, как и вор, в силу своих убеждений не извиняется, и его задача – всеми силами решить ситуацию без извинений и крови. Отсюда мы и наблюдаем навыки ведения переговоров у Кащея. У него достаточно хорошо развита речь, и особенно это видно в эпизоде с напёрстками. Как он быстро тараторит какую-то скороговорку про путешествие на велике.

Отражение воровских понятий на улице мы видим в повторяющейся фразе «Пацаны не извиняются». Извинился – значит, не правильный пацан, значит не живёшь по понятиям. Поэтому хитрый блатной Кащей тоже не говорит «извините, мы были неправы», вместо этого он уходит от ответа и даёт понять, что если не правы, то признают и всё. Его оппонент, такой же старший в другой группировке и такой же, судя по всему, блатной, как Кащей, извинений и не потребует. Они прошли один и тот же путь и понимают друг друга без лишних слов. У них свой кодекс, в отличие от уличного. Он просто разрулил ситуацию за счёт того, что обличил Кирилла и ушёл в свой угол. Он просто отдал его на растерзание. Кирилл для него – никто, так, был пацан и нет пацана.

Кирилла же не просто отшили, а ещё и заплевали (загасили по уличным понятиям) возле мусорки. После этого у «загашенного» Кирилла будет самый низкий статус среди мальчишек своего и соседних районов. Помните, как Марат предупреждал Андрея о последствиях общения с милицией – «загасят так, что даже чушпаны перестанут здороваться».

Кащей, в своём стремлении сохранить в группировке порядок и удержать авторитет, стремится к внедрению базовых тюремных понятий с элементами чёткой иерархии и обязательным пополнением общака. Однако, в силу не очень высокого ума, он упускает из виду естественные исторические процессы, происходящие в обществе в то время.

С приходом к власти Горбачёва и закатом коммунистической партии начинаются изменения и в криминальной субкультуре. Часть воров и блатных стала пересматривать каноны воровской идеи и их практическое значение. Как и в любой группе, где есть деньги и власть, царят двойные стандарты, так и в переходную эпоху все эти процессы усилились, и Кащей символизирует собой представителя переходного мира. Где ему удобно, там по понятиям, где нет – там на усмотрение.

К примеру, мы видим, как Кащей строго следует правилу, что на зоне нельзя принуждать другого к чему-то или отбирать что-то, это считается беспределом. А Кащей не такой – он же следует понятиям. Он не заставляет Марата силой помыть его машину, он как бы просит его об этом. Кащей делает акцент на том, что Марат машину помыл не в службу, а в дружбу, и посадил его за общий стол. Кащей прекрасно знал, что Марат не откажет ему и фактически воспользовался своим положением старшего в группе.

Кащей видит в Марате восходящего лидера, преисполненного амбиций, который, к тому же, всеми силами стремится утвердить свой авторитет в группировке. Он в разговоре ему прямо указывает на то, что в комнате сидят люди, и что он с ними за одним столом, и как только Марат станет «человеком» (обретёт криминальный опыт и авторитет), то и его могут пригласить в «дело». Однако, при всём этом, Кащей не упустит случая указать Марату на его положение. Для меня так и осталось загадкой, за что и от кого получил по лицу Марат, когда вернулся домой после посиделок у Кащея. Пришёл-то он с синяком.

В других эпизодах также видно, как Кащей легко отступает от правил и не идёт на обострение конфликта с другими группировками ради установления справедливости. Он просто «сливает» Ералаша, как ненужный элемент, и всё. А кто для него Ералаш? Такой же правильный пацан, как Марат? Нет, конечно. Ералаш для него – рядовой пацан с улицы, как и Кирилл, который также играет в «воровской мир» и мечтает купить бабушке утюг. Они – легкозаменяемый элемент для его творения. Да и все для него – кто младше Турбо и Зимы шпана с улицы, якобы живущей по понятиям. К ними нужно относиться чуть с большим уважением, чем к другим, не из их группировки и всё.

Следует обратить внимание ещё и на то, как Кащей по-разному пытается выстроить отношения и иерархию в группе с разными её участниками. Как он сразу указывает на уровень авторитета так неожиданно прибывшего Адидаса и называет его «рожей автоматной». Фактически, Кащей этим дал ему и всем окружающим понять, что никогда не признает в Адидасе равного. Не по его понятиям считать равным себе того, кто служил в армии. Кащей предвидел возвращение Адидаса и вопрос разделения власти. На этот случай он запасся бывшими заключёнными крепкого телосложения, тем самым показывая, что и сила у него есть. Однако Кащей и в этом вопросе очень глуп.

Его сильный друг и молодой вор не имеют авторитета в группировке. Для них они – просто бывшие зэки. На момент, пока Адидас служил в армии, у Кащея не было надёжного посредника между ним и основным составом группировки. Кащей – сам по себе, Турбо и Зима – с группировкой сами по себе. И для них Вова Адидас ближе по духу и ценностям. Плюс, из разговоров доносится, что Кащей ещё и на наркотики подсел. В этом своём угаре он упустил важные социальные факторы.

Его бездействие и действующая политика гласности и демократии Горбачёва приводят к тому, что в группировке начинают происходить изменения в системе ценностей. Это касается, прежде всего, нового поколения, которое себя считает силой и готово противопоставить себя старому криминальному миру, к которому относится Кащей. Всё это мы видим в словах и действиях Адидаса. Другими словами, возникла классическая революционная ситуация по Ленину, когда низы (Вова и пацаны) не хотят жить по-старому, а верхи (Кащей, Жёлтый и др.) не могут править по-новому.

В этой революции у Кащея слабые позиции, поскольку физическая сила на воле не на его стороне и теперь надо считаться с реальностью, которую он упустил. Но без дела Кащей всё-таки не сидит. Сколотил себе маленькую группу разношёрстных жуликов и обыгрывает на рынке случайных зевак, в том числе маму Андрея.

Давайте ещё посмотрим, какой жизнью Кащей живёт. Видно, что в основном он живёт хитростью и расчётливостью. У него отсутствуют долгосрочные перспективы. Живёт, как карта ляжет. Играет не в шахматы, а в кости. Повезёт – не повезёт

Что ещё мы можем увидеть в Кащее? Вполне очевидно становится, что Кащей является мастером слова, однако весь его талант построен на хитрости. Для него важнее всего — подавить соперника словами. Используя хитрость и ловкость, он искусно манипулирует оборотами речи, выставляя ситуацию в таком свете, который ему выгоден. Его главная цель — перетянуть одеяло на свою сторону и создать видимость собственной правоты.

В сцене, где Вова Адидас ставит его на место, мы видим, как Кащей производит резкий перевод разговора на важность продвижения воровской идеи и необходимость следовать традициям похороненных отцов. Вероятно, он тайком смеялся в тот момент, полагая, что скоро всё разрулит согласно понятиям и поставит молодёжь на их место, но внезапно получает удар от Вовы.

Логика Кащея рухнула в ту же секунду. Он полностью забыл, что находится не в камере, где ему все решения споров шли на руку. Он не учёл, что ситуация изменилась и перед ним стоит Вова, который не признаёт его авторитет и отстаивает собственные интересы в своей среде. Плюс к этому Вова и его сторонники устно дали понять, что арестантская жизнь Кащея им больше не интересна и они живут согласно собственным понятиям улицы.

Конечно, Кащей имеет право требовать возмездия и компенсации, так как его обманули, и он, очевидно, найдёт поддержку среди единомышленников — блатных и воров. Мы видим, как Жёлтый отказывается общаться с Вовой, тем самым выражая поддержку Кащею, и другие авторитетные фигуры из уголовного мира, вероятно, поступят так же.

 

Давайте ещё немного поговорим об отношениях Кащея с женщинами и проявлений его галантности. Как мы видим, и здесь у Кащея всё не лучшим образом. Он окружён либо мошенницами по напёрсточному делу, либо примитивными и вульгарными девушками, которых сам Кащей не ценит. Жёсткость его обращения свидетельствует о полном равнодушии к партнёрше, которая, не обладая острым умом, продолжает его идеализировать. Это вызывает вопрос: зачем она с ним? Вероятно, она или наркоманка, или истерзанная жизнью женщина, принимающая внимание любого, кто обращает на неё внимание, или просто неразумная и наивная особа, живущая по принципу —  «На безрыбье и рак щука».

Для Кащея женщины скорее источник физического удовольствия,  хотя мы не можем не заметить татуировки девушки на его плече. Там ещё аббревиатура из трёх букв Д.П.Т., вероятнее всего инициалы страсти Кащея. Видимо по ком-то всё таки страдал Кащей и продолжает страдать, раз не зарисовывает её сверху чем-то другим. Видимо она для него недосягаема по разным причинам. А в идеале так ещё и вовсе  не живая, тогда у него никогда не наступит разочарования в ней, и она останется его несбывшейся мечтой. Даже если она и жива, то тот путь, который он избрал, не предполагает рядом женщины на долгосрочную перспективу. Так что он вполне довольствуется её портретом на плече.

В заключении хочу поговорить о перспективах Кащея. Вариантов тут не особо много. Он конечно попытается восстановить баланс, но на свободе сил его недостаточно. Он может легко погибнуть от пули или он попросту окажется подальше от активных боевых действий. Кащей хитрый, он воспользуется ситуацией и сможет вовремя отойти от активных дел ограничиваясь напёрстками. В этом случае он сильно рискует умереть от передозировки года через три четыре, когда пойдёт, сильная волна движения наркотиков по территории бывшего СССР.

Либо, если ему повезёт, то его посадят за кражу чего-то лет на восемь — десять. Там он обретёт вновь авторитет и будет сидеть в  привилегированном положении. От наркозависимости может, таким образом, и избавится. Там дальше крайне сложно сказать, что-то определённое.

Если руководствоваться чисто статистически, то много из людей подобного типа очень рано покинули этот мир по разным причинам. Теоретически-то может быть, что лет через тридцать Кащей будет взрослый мужик, как-то потихоньку доживающий свой век, промышляя мелкими подработками.

Ну, вот, наверное, и всё. Слишком много получилось для начала. Обещаю, дальше, если этот жанр найдёт своего читателя, и я увижу интерес и обратную связь, я не буду так многословен и следующим героем, чей психологический портрет я попробую составить, будет Марат или Андрей.

 

3 комментария к “Слово пацана. Психологический анализ фильма и всего, что с ним связанно.”

  1. Евгений

    Очень большая работа проделана.Интересно было почитать….лично для меня.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *