За последний год мы стали свидетелями ужасных событий, произошедших в школах России. Речь идёт о тех громких убийствах, в которых совсем молодые люди становятся причинной смерти других детей. Родители стали бояться за своих детей, пропала уверенность в том, что твой ребёнок, уйдя в школу вернётся оттуда живым и здоровым.
Эта волна преступлений породила массу интерпретаций и поиска причин того, что побудило людей на совершение таких злодеяний. Наверное, самой популярной интерпретацией происходящего является мнение о том, что всему виной компьютерные игры, в которые играют дети.
Давайте сейчас вместе попробуем разобраться в этом и понять, так ли всё просто, взять запретить игры стрелялки и всё, все проблемы будут решены, и дети будут в безопасности. Ведь очевидно, что это вовсе не решение проблемы. Высказывание о том, что всё из-за компьютерных игр – это не более чем попытка сместить фокус решения проблемы и снять ответственность. Ведь это так удобно, в школе обвинить родителей, родителям обвинить школу, а потом всем вместе прийти к выводу, что не виноваты ни родители, ни школа, а всё дело в играх.
Ну ведь очевидно, что если мыслить подобным образом, то это всё равно, что загнать себя в тупик. В современном мире практически невозможно разрушить индустрию компьютерных игр. Эта сфера развлечений пользуется большим спросом и соответственно предложение будет расти.
Конечно, кто-то сейчас может возразить и сказать о том, что раньше такого у нас в стране не было, что посмотрите во что играют дети, что случаи, произошедшие в школе прям, точь-в-точь копирует сюжет из игры. Я отвечу. Всё дело в том, что, зайдя сейчас в любой класс, где учатся дети постарше вы очень редко встретите мальчишек, которые не играют в популярные стрелялки в телефоне, в приставках или на компьютере.
Сейчас только в нашей стране миллионы подростков много времени проводят в таких играх. Они прогуливают школу, лишь бы поиграть где-нибудь в клубе. Но, если подойти к этому вопросу правильно и постараться провести некий статистический анализ, то нам следует в числитель поместить тех ребят, которые пошли на преступление, а в знаменатель всех тех, кто играет в игры и полученный результат умножить на сто. Таким образом мы получим процент вероятности того, что подросток играющий в стрелялки пойдёт на преступление. Очевидно, что эта цифра будет приближенной к нулю.
Причина совсем в другом, и нам нужно её выяснить. Надо вспомнить, что первые подобные случаи происходили не в нашей стране и нам казалось, что нас это не коснётся. Но увы. Тут очень важно проследить то, как эти события освещались в прессе. О произошедшем писали все газеты и говорили все новостные каналы. Это было преданно широкой огласке. И вот в этом кроется первая, но не самая важная причина. Всё дело в том, что эти неокрепшие духом ребята становились «героями», о них говорили. И эта информация доходила и до других людей, до тех, кто давно и вполне осознанно вынашивал план мести своим обидчикам, тем девочкам и мальчикам, которые не хотели его признавать. Именно это и подталкивает человека к совершению злодеяния. Преступник думает так, что раз другие таким образом решают свою проблему, то и я могу. Это как в произведении Достоевского, доведённые до отчаяния завистливый, амбициозный и крайне тщеславный бывший студент Раскольников вынашивал теорию о том, что есть два типа людей – одни, которые служат лишь для воспроизведения себе подобных (твари дрожащие) и другие, те, которые ПРАВО ИМЕЮТ (Наполеоны).
Сюда же следует прибавить и то, что эти убийцы находят сейчас своих фанатов, таких же подростков, которые восхищаются их поступком, прямо выражая им свою симпатию и поддержку. И это тоже может послужить дополнительным стимулом тому, кто сейчас испытывает на себе унижения и оскорбления со стороны сверстников или не совсем психически здоровый человек, примет роковое решение.
Тут так же важно понять, что все эти лица, совершившие преступление, хоть и не являются психически больными людьми, но у них у всех имеется выраженное пограничное состояние. Именно оно и является базовой причиной и от этого нужно отталкиваться.
Дело в том, что подростковый возраст и период ранней юности весьма сложный в жизни человека. Сложность в том, что это период перехода от детства во взрослую жизнь и дети не всегда бывают готовы к этим переменам. Именно в этом возрасте происходит первая серьёзная переоценка ценностей. Подростки и юноши начинают задаваться вопросами о том, кто они, какое положение обществе занимают, что о них думают другие и т. п.. проблемы начинаются тогда, когда ответы на эти вопросы не отвечают внутренним требованиям или ожиданиям.
Подрастающие молодые люди особенно остро реагируют на критику и угрозу личностной значимости, своему статусу в группе эмоционально значимых лиц. Это и есть первопричина трагичной развязки драмы, которая начинается в душе человека. Важность заключается в том, чтобы вовремя обнаружить, что у молодого человека происходит сильный внутриличностный конфликт. По сути, ничего сложного в этом нет. Есть ключевые, диагностический значимые единицы, на которые нужно обращать внимание.
Прежде всего это изменение в поведении. Человек становится либо слишком замкнутым и тревожным, либо агрессивным и раздражительным. В большинстве случаев родители реагируют замечаниями и упрёками, тем самым, сами того не подозревая, усиливают проблему ребёнка. Это изменение в поведении является реакцией молодого человека на окружающих. Именно в эти периоды в их душах зарождаются страшные картины мести своим обидчикам, тех, кто не захотели их принять и признать. К счастью, в подавляющем большинстве это проходи либо само собой, либо при помощи близких, которые замечают проблему и пытаются помочь подростку её решить. Но в отдельных случаях, когда характер ребёнка носит застревающий оттенок (человек подолгу что-то переживает, не отпускает, прокручивает в голове) всё может закончиться плачевно.
Конечно, в первую очередь родитель должен обращать внимание на это, а потом уже учителя или школьные психологи. Но увы, на практике не всё так просто. Не редко родители в погоне за заработком на многое не обращают внимание. Они не общаются со своими детьми, не помогают им в решении их проблем. У них на всё отговорка – «ничего страшного, в наше время не было никаких психологов и всё было нормально». Но пора забыть про эту установку или взять в расчёт то, что мир давно другой, в мире царят новые ценности и информация. Ведь и раньше в школах случались преступления, может не такие масштабные, но они были. Но тогда об этом практически никто не узнавал, и дальше района или городка это не выходило. Сейчас же всякое происшествие становится предметом массовой рассылки или публикаций в сетях и это, как уже отмечалось выше является действующим фактором. Находятся желающие повторить…