Обычно у людей, которые слышат о феминизме возникают самые разные ассоциации. Кто-то видит в этом справедливую борьбу женщин против насилия и несправедливости, тогда как другие считают это движение вредным и разрушительным. В своей статье, я ни в коем разе не претендую на полную и объективную оценку данного явления, я лишь хочу высказать своё субъективное мнение и постараться понять психологию женщин, которые вступают в ряды феминисток и заполняют интернет-пространство своими видеообращениями и призывами.
Чтобы проникнуть в самую суть поставленного вопроса я предлагаю посмотреть на всё с точки зрения предложенной Альфредом Адлером. Адлер известен тем, что ввёл в научный оборот широко известный термин «комплекс неполноценности», хотя в его работах фигурирует другой термин, а именно «чувство малозначимости».
Главная идея Адлера заключается в том, что у каждого человека есть базовая потребность быть значимым и чувство принадлежности к какой-либо социальной группе. За первое отвечает внутреннее чувство малозначимости, которое, согласно Адлеру, свойственно каждому человеку, а за второе — социальное чувство, потребность в общении. Это коротко.
Исходя из этого, можно предположить, что некая часть женщин ставит себе смыслом жизни борьбу за свои права, и стремление реализовать себя. Тут есть некие расхождения. Я полагаю, что ни одна феминистка в своих внутренних мотивах не равна другой. То есть у каждой в отдельности есть свои причины, хотя внешне может показаться, что всеми ими движет одно и то же. Вот об этих индивидуальных различиях и хотелось бы поговорить. Легче всего будет это сделать, если попробовать вывести некую типологию, в которой были бы объединены все девушки и женщины, которые называют себя феминистками. Сразу оговорюсь, что я не являюсь специалистом в данном вопросе, я лишь делаю некоторые выводы исходя из своего практического опыта общения с разной категорией людей.
Первый тип, который условно назовём — истинная феминистка, это женщины вполне осознанно выбирают путь борьбы за свои права и движет ими желание хоть как-то изменить ситуацию и добиться равноправия. Конечно, в их концепцию равноправия вовсе не входит быть абсолютно равными с мужчинами. Они не собираются работать в шахтах и ломать кувалдами каменные глыбы. Их требования несколько иные. Они просто хотят быть нужными, с равными потенциальными возможностями, часть из которых они бы желали воплотить из потенциальных в актуальные.
По моему мнению, главной внутренней причиной их поведение является поиск самих себя в борьбе. Это особый тип женщин, которые либо были разочарованны в жизни, либо пострадали от неких отморозков, которые значительно поломали им жизнь. Это могут быть либо жертвы насилия, либо жертвы несправедливого к себе отношения со стороны мужчин, которые в силу своего служебного или иного привилегированного положения притеснили их и не дали им реализовать себя. В большинстве случаев это образованные женщины с высоким уровнем интеллекта, которые при иных обстоятельствах могли бы очень хорошо раскрыть свою личность и добиться хорошего успеха, но увы, кто-то встал у них на пути и всё переломал.
Таким образом, ими движет желание во что бы то ни стало реализовать себя, добиться справедливости. Я не думаю, что среди всех феминисток эти женщины составляют большую часть.
Но несмотря на свою небольшую численность, именно они и являются основным локомотивом их движения. Не думаю, что эти женщины чувствуют себя внутренне счастливыми, скорее наоборот — внутренняя пустота заставляет их всё больше и больше проявлять активность, что в итоге еще сильнее загоняет их в бездну. Тут уместно вспомнить пословицу — «назвался груздем — полезай в кузовок». То есть, даже если они на каком-то этапе решат оставить свою борьбу и жить спокойной, семейной жизнью, то их окружение не даст им этого сделать.
От них ждут борьбы, и они должны полностью оправдать ожидания их окружения. Конечно, в их концепцию не входит полный отказ от мужчин, и они не воюют против них, но хотят до поры до времени быть равными, сильными, но по прошествии определённого времени они бы с радостью отказались бы и от этого и зажили бы жизнью слабой женщины, дела которой частично решает мужчина. Но опять же тут может помешать их же собственное окружение.
Хотя в тех ситуациях, когда желание прекратить борьбу и зажить спокойной семейной жизнью будет сильнее желания воевать, они могут легко попасть в разряд бывших феминисток.
Тут главное усвоить одну простую мысль, что не попадись им на пути какой-нибудь агрессивный мужчина, они бы успешно реализовали себя в любой другой деятельности, которая приносила бы им моральное и финансовое удовлетворение.
Второй тип — ложные феминистки. Это в большинстве своём женщины, которые умело манипулируют первыми и таким образом решают свои узкокорыстные цели. Их очень трудно описывать по той причине, что их мотивы всегда скрыты. Они могут вести двойную жизнь и только очень узкий круг будет знать об этом. Конечно, у них тоже есть свои внутренние психологические причины, но они отличаются от причин истинных феминисток. Могу предположить, что вся их деятельность есть ничто иное, как продукт искаженного восприятия мира и самих себя. И вероятнее всего, они таким образом решают сразу несколько задач. Во-первых, они так могут мстить мужчинам за то, что те не обратили на них внимания и не проявили должного уважения (скорее всего речь будет идти о конкретном мужчине), а во-вторых, эта деятельность даёт им ощущение контроля и власти. На мой взгляд, это самая опасна категория феминисток, поскольку мотивы их скрыты и им не важна конечная цель, им важен сам факт борьбы за равноправие. Даже если удовлетворить все их требования, то они всё равно останутся недовольными и всё равно будут продолжать настаивать на том, что их обделяют и ограничивают. Им не нужен результат, а лишь только сам процесс. Они будут натравливать других феминисток на тех, кто, по их мнению, стоит на пути прогресса и без разницы, мужчина будет это или женщина.
Третий тип — демонстративные (истероидные) феминистки, как правило они легко определяются по внешней модели поведения. Большую часть интернет-пространства заполняют именно они. По всей видимости их основной мотив — это самовыражение, реализация потребности быть заметной, узнаваемой, значимой. Крайне сложно определить, что послужило их первоначальным мотивом. Маловероятно, что они лично были жертвами мужского насилия, поскольку там несколько иная форма реагирования, о чём будет рассказано в другой категории. Но очевидно, что психологической основой послужило наличие акцентуации характера по демонстративному типу в классификации Карла Леонгарда. Сама по себе акцентуация является следствием компенсации чувства внутренней малозначимости и желание его компенсировать (по Адлеру). Но только компенсация у них переросла в гипперкомпенсацию и приобрела такой оттенок. Они с удовольствием устраивают всякие марши, задают флешмобы, записывают видеообращения. Эта именно та категория феминисток, которая на самом виду у всех. Они своего рода современное лицо феминизма, и я не думаю, что первая категория относится к ним с должным уважением. Хотя, кто знает, я в этом вопросе не эксперт, а пытаюсь лишь вместе с вами разобраться.
Они с удовольствием приписывают себе достижение первой категории (истинные феминистки) но их личный вклад в общее дело — возмущение и протест если вдруг какой-либо молодой человек, в силу своего воспитания, уступит им место в общественном транспорте. Тут они реальные бойцы и им нужен лишь повод. А вот по части ответственности или применение себя в трудных (традиционно мужских) отраслях, то тут они не игроки. Им куда проще заполнять интернет своими обращениями и всеми способами привлечение внимание к чему-то, в чём они сами не до конца разбираются. В какой-то степени их можно сравнить с футбольными фанатами, которым, по сути, безразличен футбол как вид спорта, им главное, чтобы было где тусоваться и против кого-то воевать.
Вероятнее всего, что наибольшая критика данной статьи будет именно среди них, поскольку по части критики они хороши. В этом может и было их призвание — критически воспринимать всякую вещь, которая не сходится с их личным мнением. Многие из этого типа людей добиваются больших успехов по части продвижения чего-то нового, борьба с архаичными стереотипами, стоящими на пути прогресса. Однако, в нашем случаи они, в силу до конца неизвестных причин, решили найти себя на поприще феминизма. В принципе, в общей совокупности всех женщин, борющихся за свои права, они малая, но очень заметная часть. А вот большую часть всех девушек и женщин, которых принято называть феминистки составляют четвёртый тип.
Четвёртый тип — случайные феминистки. Эта категория девушек для меня представляет наибольший интерес. Почти во всех случаях — это вполне реальные жертвы мужского насилия, которые пережив этот кошмар, просто хотят обрести внутреннюю целостность, ощущение своей значимости. Столкнувшись с жуткой несправедливостью, где грубая сила решает всё, они пережили сильный стресс, который перевернул с ног на голову всю эмоциональную сферу. У их всё спуталось в голове. Им трудно верить в то, во что верили ранее, либо наоборот, они ищут поддержку в вере. Реальность такова, что они вынуждены переживать всё в одиночестве, поскольку многие жертвы насилия скрывают произошедшее с ними.
Как правило, они так или иначе ищут помощи и понимания своей проблемы. Именно это стремление в итоге приводит их к тому, что они попадают в различные социальные группы, в том числе и в группы феминисток. Они тут находят понимание и чувствуют себя принятыми. Именно в группе феминисток они ощущают свою принадлежность к социуму, свою нужность и востребованность. А далее всё идёт по сценарию. Они начинают принимать участие во всевозможных мероприятиях, маршах и т.д.
Для меня остаётся невыясненным чувства этой категории девушек, когда они учувствуют в определённом флешмобе. Либо им на самом деле всё это нравится, либо они чувствуют себя там лишними, но в силу определённых причин вынуждены участвовать. В качестве этих причин можно рассматривать такое явление как конформизм. Это когда человек, внутренне не согласный с мнением группы демонстрирует согласие из страха показаться белой вороной. Как правило, в таких случаях человеку кажется, что только он или она думают иначе, чем остальные. Тогда как на деле, таких может быть несколько человек, но каждый в силу того же конформизма скрывает свои истинные намерения и выдаёт те, которые от него ожидают.
Таким образом они (случайные феминистки) попадают в неудобную для себя ситуацию, когда вынуждены принадлежать к определённой группе, выполняя все её требования, поскольку это даёт хоть какое-то ощущение принятия. На самом же деле, этим девушкам нужно пройти курс психологической реабилитации, разобраться с тем хаосом, который творится в их душе и вернуться к полноценной жизни.
В заключении хочется отметить тот факт, что само по себе явление феминизма не существовало если бы, мужчины более серьёзно относились к своим обязанностям и оставались мужчинами во всех ситуациях. Именно несправедливое отношение со стороны определённых людей вызвало к жизни это явление. Феминизм, можно рассматривать как ответную реакцию некой категории женщин на социальное и психологическое неравенство. Но как обычно бывает, в любой социальной группе оказываются разные люди, руководствующиеся своими индивидуальными, а порой и узко эгоистическими мотивами.
В своей статье я не преследую цель кого-то в чём-то обвинить или повесить ярлыки. Это лишь попытка внести хоть какую-то ясность в данный вопрос и показать неоднородность этой социальной группы. Потому как дело приняло такой оборот, что всех стали грести под одну гребёнку, а это неправильно.