Что делать, если ваш ребёнок боится?

Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что родители детей в возрасте от трёх до семи лет ищут ответ на вопрос о том, как помочь их ребёнку справиться с некими страхами. Вообще проблема детских страхов довольно актуальна и обсуждаема в кругах детских психологов. Дело в том, что если вовремя не предпринять адекватных мер, то обычный детский страх перерастёт в такую черту характера, как тревожность или, как бы это парадоксально ни звучало, в агрессию.

Прежде чем перейти к описанию конкретных шагов по преодолению детских страхов, сделаем небольшой экскурс в теорию психологической науки, а точнее в раздел эмоций и чувств. Все чувства человека, положительные или отрицательные, выполняют ряд функций, среди которых особо следует выделить сигнальную и регулирующую. Обе эти функции предназначены для того, чтобы сориентировать человека в окружающем мире, направить его деятельность на что-либо. Из этого следует, что само по себе чувство страха нельзя рассматривать как нечто абсолютно негативное, в этом чувстве для человека заложено большое благо. Оно заключается в том, что посредствам страха человек обезопасит самого себя от травмирующих факторов и обеспечит сохранность жизни. Важно усвоить и то, что чувство страха полностью убрать невозможно, если только не вмешиваться хирургически, да и не стоит, поскольку он служит инстинкту самосохранения и выполняет важную оберегающую роль.

Кроме того, важно и то, что любое чувство всегда предметно, то есть направлено на что-либо конкретное и имеет в своей основе некий объект, порой вымышленный. Наибольшая сложность заключается в том, что маленький ребёнок не в состоянии адекватно отразить свои чувства, и как следствие – верно идентифицировать, чего именно он боится. Родителям, чьи дети страдают от различных страхов, следует задаться важным вопросом по поводу реальности или вымышленности того, что пугает ребёнка, поскольку большинство детей боятся собственного воображения. Важно понять и то, что детский страх тесно связан с незнанием объективных свойств тех предметов, которые его пугают, и как следствие малыш наделяет их дополнительными вымышленными угрожающими свойствами.

Вообще следует чётко усвоить мысль о том, что если ваш малыш всё время чего-то боится, то стоит всерьёз задуматься над тем, всё ли нормально в ваших взаимоотношениях с супругом или супругой. Достоверно известно, что чаще всего дети начинают бояться в тех семьях, где часты ссоры между мужем и женой. Важно знать и то, что сами родители своей излишней заботой о ребёнке (что чаще всего бывает в семье с единственным чадом) пугают его всевозможными страшилками, полагая, что таким образом смогут обеспечить его безопасность. На деле это оборачивается тем, что вырастает неуверенный и всего боящийся ребёнок. Особо следует отметить, что больше всего страхи у детей связаны с личностью матери. Если мать сама тревожится по пустякам, показывает свой страх ребёнку, то можно уверенно сказать, что ребёнок тоже начнёт бояться. Бывают, конечно, исключения, но они носят единичный характер. Именно поэтому матери крайне важно не показывать малышу свой страх, маскировать его уверенным поведением.

Основная работа по коррекции страхов у детей должна быть направлена на конкретизацию базового чувства страха. Хорошо, когда родители ориентируют ребёнка с самого раннего возраста на то, что всё в этом мире происходит, лишь если есть на то воля Бога. Этим самым мы защищаем ребёнка от страхов перед вымышленными явлениями, потому как у него сформируется убеждение, что никакое чудище ему не сможет причинить вреда, если его охраняет Бог.

Теперь поговорим о конкретных детских страхах, которые всё же закрепились в сознании вашего ребёнка, и о том, как их преодолеть. Хорошо, конечно, когда есть возможность получения помощи специалиста по детской психологии. Но если такой возможности нет, то не беда: сами родители при верном подходе многое смогут сделать сами.

Разберём такую ситуацию, когда ребёнок боится темноты. Здесь основной упор делаем на то, что ребёнок боится не самой темноты как таковой, а того, что эта самая темнота может в себе скрывать. По этой причине следует наполнить эту самую темноту чем-то определённым, тем, чего ребёнок не боится, тем, что внушает ему положительные эмоции.

К примеру, ваш малыш боится, что нечто сидит у него под кроватью и обязательно схватит его. Бесполезно убеждать ребёнка, что под его кроватью нет никакой «бабайки». В таких ситуациях можно использовать несколько стратегий. Первая заключается в том, что, если позволяют габариты кровати, можно залезть вместе с малышом под кровать и посидеть там какое-то время. Ребёнок на собственном примере убедится в том, что там нет ничего страшного. Если же данная процедура не принесла желаемого результата, то можно и нужно использовать следующее: взять одну из игрушек малыша и вместе с ним соорудить для неё домик под кроватью, куда и поместить игрушку. Лучше при этом проговаривать нечто вроде: «Вот видишь, под твоей кроваткой теперь живёт мишутка». Весь фокус в том, что до этого неопределённый страх приобретёт определённую форму, то есть вместо неизвестного, того, что пугает, под кроватью сидит его игрушка. Обычно дети мыслят так: «Раз мишка не боится, значит, и мне не страшно».

Теперь касательно того, что ребёнка пугают некие фантастические чудовища, живущие в его комнате. Здесь тоже поступаем сходным образом. Но на этот раз нам понадобятся воздушные шарики, на которых вместе с ребёнком рисуем смешные, улыбающиеся рожицы. Затем, опять-таки вместе с ребёнком, размещаем разрисованные шары в разных углах комнаты, в тех местах, которых больше всего боится ребёнок.

Вообще нужно понять, что основным видом деятельности для ребёнка выступает игра. Именно через игру малыш осваивает внешний мир. По этой причине вся коррекция детских страхов строится на игровой модели. Если ребёнок боится, но не может словами точно выразить, чего именно он боится, то можно предложить ему поиграть в игру. Игра будет заключаться в том, что ребёнка просят нарисовать или вылепить из пластилина что-то страшное. Причём важно не говорить, что именно, пусть он сам придаст форму своему страху. В принципе, все дети без исключения справляются с этой задачей, если их не торопить и дать возможность самим решить, что именно рисовать.

После того как ребёнок справится с поставленной задачей, начинается самое ответственное. А именно то, что его просят рассказать о нём, о том, где оно живёт, почему его надо бояться, что в нём самого страшного и т. д. После этого рассказа можно вместе с ребёнком добавить что-либо смешное к тому, что нарисовано: бантики, ушки смешные или ещё что-либо в этом роде. Как вариант можно попросить ребёнка нарисовать вокруг его чудовища клетку, которая удержит его. Это реализуется также в виде игры: «А давай мы теперь его посадим в клетку: вот, видишь, теперь оно уже не такое страшное, теперь оно не сможет тебя укусить». Важно, чтобы ребёнок символически «победил» свой страх, взял верх над ним.

Проведя эти несложные игры, вы поможете своему малышу не только справиться с его страхами, но и воспитать в нём такие качества, как решительность, уверенность, ответственность. Не оставляйте своего ребёнка наедине с его страхами, не высмеиваете их, отнеситесь к ним с полной ответственностью. Ведь именно то, что вы сейчас заложите в своего ребёнка, даст ростки в будущем. В ваших силах помочь вашему малышу.